Счастье — это не только то, что мы время от времени ощущаем, но и один из факторов, влияющий на успешность бизнеса. Многие бизнесмены не задумываются об этом, в то время как счастье позволяет повысить эффективность бизнеса даже в периоды кризисов. Что такое счастье для бизнеса, как его добиться и использовать на благо компании, рассказывает Александр Корнев, основатель литературного агентства Writer’s way. В период пандемии и последующих событий обороты его компании выросли в пять раз.

Почему не все успешные люди счастливы и как это открыло путь к анти-хрупкому бизнесу

Счастье и процветание в бизнесе не связаны друг с другом напрямую: к сожалению, владельцы прибыльных компаний довольно часто бывают несчастливы.

Пример — эпизод из популярного среди бизнесменов сериала «Миллиарды» (более 90 тысяч оценок на сервисе «Кинопоиск» и 35 тысяч — на IVI). Главные действующие лица — Бобби Аксельрод, самый крутой брокер на Уолл-стрит, заработавший состояние на последствиях теракта 11 сентября и финансового кризиса, и Чак Роудс, прокурор, который подозревает Бобби в мошенничестве. Оба они — преуспевающие и известные профессионалы своего дела. Но в одном из эпизодов Аксельрод задает Роудсу вопрос: «Был ли ты когда-нибудь счастлив?» На что Роудс отвечает: «Счастье? Что это? Я не помню, когда был счастлив в последний раз».

Об этом же сообщил один из самых успешных предпринимателей и инвесторов России Оскар Хартманн в интервью блогеру Александру Соколовскому. Хартманн признался: да, он построил прибыльный бизнес и добился успеха, однако счастливым себя не ощущает. Поэтому предприниматель намерен уделять этой теме больше внимания.

До начала карьеры предпринимателя я работал судьей, потом руководителем Федерального агентства лесного хозяйства. Эти должности приносили хороший заработок и признание, но тем не менее в итоге я выгорел в обоих случаях. Проанализировав эту ситуацию, я пришел к выводу, что я не «горел» этой работой, этими компаниями — их цели не были близки мне, поэтому и настало выгорание.

Начать жить по-новому мне удалось благодаря психологической практике «Похороны» — я попробовал ее на тренинге «Предназначение», куда попал случайно. Суть практики проста: нужно представить себя на своих собственных похоронах. Ваше тело уже мертво, но вы все осознаете и вспоминаете, как прошла ваша жизнь. В этот момент нужно честно (а перед смертью врать уже бессмысленно) ответить себе на 2 вопроса: «Доволен ли я своей жизнью?» и «Сделал ли я все, что хотел?»

Я представил, что моя дочь спрашивает, почему я не стал лучшим в книгах, как сам этого хотел. И осознал, что отговорки типа «хотел заработать денег для семьи» не имеют смысла и что я хочу потратить жизнь по-другому.

Чтобы добиться большего, я стал работать не покладая рук и жил в таком режиме довольно долго. Однако сама работа меня не радовала, а достижение цели приносило удовольствие лишь на несколько минут. Это означало, что во время работы я не жил своей жизнью. Обычный рабочий день — это 8 часов (иногда и 10, и 12) плюс дорога, то есть в год у меня на работу уходило минимум 3 месяца.

Работая по такому графику, люди утешают себя тем, что нужно всего лишь 5 дней потерпеть, зато заработать денег и в пятницу вечером начать свою «настоящую жизнь». Однако это иллюзия. Так вы просто продаете свое время, но счастья это не приносит.

Как завоевать рынок во время кризиса

Конечно, для антихрупкости недостаточно просто любить свое дело и быть счастливым. Чтобы добиться успеха, бизнесу нужен точный расчет.

Однако испытывать радость от того, чем вы занимаетесь, тоже важно — это дает вам больше возможностей. Во-первых, прилив эндорфинов и снижение уровня «гормона стресса» кортизола придает сил и позволяет принимать более разумные решения, не отвлекаясь на эмоции. Во-вторых, клиентам нравится видеть, что вы получаете удовольствие от своего дела.

В книге «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» известный историк и писатель Юваль Ной Харари одним из основных трендов будущего называет счастье. Он считает, что основные потребности по пирамиде Маслоу у людей уже закрыты, поэтому они ищут счастья. Например, предприниматели 90-х больше всего стремились к роскошной обстановке и вещам, а в наше время принято искать эмоции: познавать себя, путешествовать и таким образом «прокачивать» себя.

Пандемия показала, что он был прав. Тогда все шло к тому, что спросом будут пользоваться только товары первой необходимости — у большинства компаний сегмента премиум продажи прекратились или сильно упали.

Но мы остались верны своей задаче — занять лидирующую позицию на рынке. Мы любили свое дело, горели им и хотели развивать его независимо от того, что будет происходить вокруг.

Мы провели исследование потребностей нашей аудитории, чтобы оставаться с ними в контакте и понимать, что нужно людям. И выяснилось, что больше, чем в гречке и ощущении безопасности, они нуждаются в поддержке других людей. Они хотят в это темное время видеть вокруг себя искренне счастливых людей, у которых все хорошо и которые делятся этим ощущением с другими, оказывая им услуги. Клиенты идут в такие компании, потому что хотят чувствовать себя так же хорошо.

Аналогично мы осознали, что внутри компании это тоже работает: чем счастливее сотрудники, тем лучше идут дела у всего бизнеса.

Благодаря этому открытию мы приблизились к своей цели: в 2022 году компания с нуля продвинула и издала 50 книг — в среднем по книге в неделю. Часть из этих книг стали бестселлерами, а компания выросла в 5 раз.

Я убежден, что причина таких результатов — одна простая идея. Мы воплощали ее в жизнь неосознанно и поняли суть уже после того, как добились успеха. Теория заключается в следующем: каждый человек обладает определенной психологической емкостью, которая вмещает какой-то объем — как бутылка воды. И у этой психологической емкости есть предохранитель — ресурс, который вы можете использовать.

Объем этого ресурса зависит от желания добиться результата. Если сотруднику нравится процесс работы и он намерен сделать все, что нужно для успеха — его психологическая емкость растет. Он спокойно принимает то, что его предохранитель будет время от времени «срывать» — в ответ на это сотрудник прилагает только больше усилий и в итоге вырастает за пределы «стеклянного потолка», которого на самом деле нет. И мотивация здесь не при чем: если человек счастлив на своей работе и намерен продолжать ее выполнять, что бы ни случилось — никакие проблемы его не смутят, они станут лишь очередной ступенькой к достижению цели.

Так у нас и получилось: руководители и сотрудники компании получали от работы удовольствие и стремились достичь поставленных целей, не обращая внимания на проблемы. И — оставались полны энергии, сил и оптимизма.

Именно поэтому во время кризиса клиентов у нас только прибавилось. Конкуренты не могли понять, почему нам так весело во время всеобщего кризиса, зато клиенты шли к нам сами — они хотели быть там, где у людей все хорошо.

Как понять, счастлив ли ты: вопросы, которые ведут к успеху в бизнесе

Определить счастье в бизнесе не менее сложно, чем в жизни. Однако это нужно сделать, иначе есть риск потратить себя на ненужные дела и потом долгие годы об этом жалеть.

Я убежден, что ответы на эти вопросы позволят понять, счастливы ли вы в работе:

  • Делаете ли вы именно то, чего на самом деле хотите?
  • На сколько баллов от 1 до 10 вы удовлетворены своей работой? (вопрос из программы бизнес-тренера бизнес-тренера Филипа Гузенюка «Счастье в деятельности»).
  • Ждете ли вы с нетерпением выходных?
  • Что в работе наполняет вас энергией, а что опустошает?
  • Какие у вас долгосрочные цели на 5-10 лет?
  • Если вас разбудить среди ночи, вы сумеете озвучить эти цели? (Если нет — цели не искренни либо неверно сформулированы).
  • Часто ли вы на работе забываете, где находитесь и который час, т.е. находитесь в состоянии потока?

Отдельно стоит спросить коллег — 3-5 человек — о том, в каком настроении они видят вас во время работы чаще всего.

Если ответы наводят вас на мысль, что работа вам не особо интересна — меняйте ее при первой возможности.

Как стать счастливым бизнесменом?

Я не специалист по счастью, но на основании пройденного моей компанией пути уверен: оно помогает добиваться успеха в бизнесе и увеличивать прибыль. Как стать счастливым бизнесменом? Делюсь опытом:

  • Не соглашайтесь на то, что вас не привлекает. Да, это сложно, но нет никакого смысла заниматься клиентами, направлениями и бизнес-моделями, которые вас не нравятся.
  • Постоянно анализируйте свою работу. Чем я занимаюсь? Для чего? Чем следует заняться? Я обычно размышляю об этом на выходных.
  • Развивайтесь и заботьтесь о своем теле. Вот уже больше 2 лет я каждый день выполняю трансцендентальную медитацию (медитации с произношением личной мантры). Эзотерическая составляющая меня не интересует, а вот от практической вижу большой эффект.