По статистике 90% сотрудников благотворительных организаций — женщины. Они распределяют бюджет, организуют помощь на местах, общаются со спонсорами, они же — руководят фондами, принимая все важные решения. Такое распределение не характерно больше ни для одной значимой социальной сферы — политики, науки или культуры. В большинстве областей наблюдается даже противоположное соотношение: как минимум на руководящих должностях почти в любой сфере чаще можно встретить мужчин.

Статистика показывает еще один интересный факт: если в благотворительности всю деятельную часть берут на себя женщины, то среди спонсоров фондов преобладают мужчины. Например, средний портрет нашего жертвователя — мужчина средних лет, житель крупного города.

Выходит, женщины берут на себя решение социальных проблем, но делают они это благодаря пожертвованиям мужчин. Почему же все сложилось так? Почему мужчины, активные и деятельные в других сферах, способные организовать предвыборную кампанию, выбить финансирование для своего проекта или найти партнеров по бизнесу, не участвуют делом в такой важной сфере, как благотворительность? 

Чтобы понять, в какой момент роли распределились именно так, я вспомнила об исторических корнях благотворительности у нас в стране. Во времена Царской России о нуждающихся заботилась Церковь, при монастырях создавались дома для сирот и нищих, где за ними ухаживали монахи. Представители знатных родов и зажиточные горожане по праздникам жертвовали деньги на содержание благотворительных учреждений.

В Петровскую эпоху стали появляться целые династии предпринимателей, которые выделяли суммы на помощь нуждающимся: Строговы, Босовы, Демидовы. Для обеспеченных мужчин уже в то время материальная поддержка закрепилась как основной способ участия в решении социальных проблем. В то же время у женщин не было денег, которыми располагали их мужья, участвовали в благотворительности иначе. Во времена войн и эпидемий даже благородные дамы порой работали в госпиталях, а в мирное время многие из них участвовали в судьбах сирот и бездомных.

Есть такое мнение, что кроме исторического фактора на роли мужчин и женщин в благотворительности влияет их психология и воспитание. Девочек чаще учат заботиться и помогать, мальчиков — защищать и зарабатывать. 

«Но ведь в таком случае все правильно, каждый на своем месте» — заключите вы. Не совсем соглашусь. Дело в том, что мы живем в новое время, и оно позволяет иначе взглянуть на многие вещи. Возможно, наше общее дело выиграет, если мы пересмотрим устоявшиеся роли, как выиграли многие профессии, раньше считавшиеся исключительно женскими или мужскими, оттого что их ряды пополнили представители другого пола.

Почему в современной России не влиятельным политикам и бизнесменам, а их женам всегда отводится роль добросердечных благотворителей? Мужчины за редким исключением, продолжают оставаться в тени, финансируя важные инициативы, но непосредственного участия в них не принимая. В то время как за рубежом миллиардеры открыто помогают людям: строят больницы, участвуют в благотворительных мероприятиях, выступают в поддержку социально ориентированных законов, у нас этого будто стыдятся. «Круто» и престижно для состоятельных россиян иметь свой бизнес и зарабатывать деньги, но разве участвовать в благотворительности — не «круто»?

Безусловно, материальный вклад очень важен, без него не может существовать ни один фонд. Но некоммерческий сектор строится на людях, на их неравнодушии и участии, способности собирать вокруг себя единомышленников и вдохновлять. Взяв на себя эти задачи, многие мужчины могут внести неоценимый вклад в наше общее дело и помочь тем, кто в этом нуждается. 

Мне бы хотелось, чтобы мужчины, прочитавшие это, знали: мы очень благодарны вам за поддержку. Но порой важнее чека может быть ваше живое присутствие и участие.