Gettyimages/ Fotobank
Gettyimages/ Fotobank

Отвечая на вопрос, что теперь носят, – а мне как жительнице Парижа его задают регулярно, – я давно не апеллирую к неделе pret-a-porter. Показы роскошных мод уже лет десять как не влияют на внешний вид парижан. Мой главный барометр – раздевалка спортивного клуба Ken Club. Это самый дорогой клуб Парижа. То и дело тут встречаешь в душе поп- и рок-звезд, спортсменов-чемпионов и т. д. Так вот, зазывные кружева марки Aubade теперь носят только русские модели. Парижанки категорически исключили кружева и стринги из своего интимного гардероба. Меня так и тянет спросить у уважаемых дам, к чему такая скромность? Скорее всего, они не поймут, что я имею в виду. Зато они бросают сердитые взгляды на шелковые бикини моих соотечественниц, и мне становится ясно, кому здесь отказано в презумпции вкуса. Ведь сам выбор белья может красноречиво рассказать, кто есть кто. И если у девушки трусы не до пят, какие выпускает фирма Kiwi, а всякие рюшечки или лаконичные стринги, подчеркивающие ее спортивную худобу, то ясное дело, что она не местная.

Похоже, современные француженки уже не помнят о замечательном скандале 1957 года, когда главный секс-символ французского кино Жерар Филип во время визита в Москву был так потрясен неказистым ассортиментом бельевого отдела ЦУМа, что скупил все артикулы и по возвращении в Париж устроил выставку из кондовых атласных бюстгальтеров. Его арт-проект имел большой успех во Франции, но из числа друзей СССР Жерара Филипа исключили. Мол, нечего так обижать советских женщин. Похоже, теперь все наоборот: россиянки еще по старинке ходят в эротичных шелках, а продвинутые француженки принялись носить трусы с начесом и думать о высоком.

А дизайнеры белья наперебой рассказывают, как им теперь приходится подолгу копаться в старинных сундуках, чтобы находить новые образцы для своих моделей. Пожалуй, первый раз со времен молодости наших бабушек грации, корсеты и уплотненные трусы переживают такую популярность. Бельевая марка Petit Bateau (хлопчатобумажное плотное белье) остается лидером в гардеробе француженок. Другая марка – Women'Secret, еще недавно суперсексуальная и провокативная, – прямо на глазах превращается в нечто очень ханжеское и неаппетитное (бесформенные рубахи, фланелевые лифчики, которые к тому же после стирки и вовсе скукоживаются).

Надо ли это понимать как возврат к пуританству? В некотором смысле – да. По крайней мере, в Париже. Недавно агентство TENA/ifop провело социологический опрос на тему «Женщина и нагота». Как выяснилось, восемьдесят восемь процентов француженок считают себя целомудренными особами, а пятьдесят два процента молодых женщин в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет чистосердечно признались, что «боятся секса, чувствуют себя зажатыми и сексуально непривлекательными». Почему? В частности, потому что не имеют средств следить за своим телом. Давно известно, что нет на свете костюма дороже, чем нагота. И совершенно не случайно на пляжах Лазурного Берега этим летом совсем не было купальщиц топлес. На самом деле это можно считать знаком финансовой капитуляции женщин перед кризисом. И получается, что сегодня парижанки отказываются не от красивого белья, а от лишних трат. Например, от операции на увеличение или подтягивание груди стоимостью пять тысяч евро. Не сделаешь операцию – не на что надевать Agent Provocateur.

Lise Sarfati/ Magnum Photos/ Agency.Photographer.ru
Lise Sarfati/ Magnum Photos/ Agency.Photographer.ru

В этом контексте октябрьская новость о том, что старейший немецкий модный журнал Brigitte больше не будет использовать для фотосессий профессиональных моделей, звучит не так, как хотели бы издатели. Борьба против эпидемии анорексии среди юных девушек – лишь благородный лозунг, главная причина – все-таки деньги. Съемочный день модели стоит как минимум семьсот евро. Фотография девушки с улицы, чего греха таить, не стоит ничего.

Если вернуться от журналов к реальной жизни, все-таки что, кроме трусов до пят, теперь носят парижанки? Судя по публике в Ken Club (а это, в общем, неплохой барометр), можно смело зарегистрировать торжество ультраклассики. Во Франции это называют tradi-trendy. Очки закомплексованной училки, кардиган бутылочного цвета, блайзер английской экономшколы. Впрочем, парижанки и пыльный мешок умеют носить с большим вкусом.С