Кинематографистов сегодня интересует одна проблема: кто и как будет контролировать кинопроизводство после кризиса? Соискателей много. Но, похоже, перешедший в наступление после съезда в Гостином дворе (чрезвычайный съезд Союза кинематографистов в марте этого года, на котором Никиту Михалкова восстановили в должности председателя. — Прим. ред.) Никита Михалков лидирует — со своей идеей возвращения в кинобизнес государства как главного игрока.

Речь идет не только о господдержке, отсутствие которой уже более года действительно тяжело сказывается на киноиндустрии, а о глобальном госзаказе.

Судя по всему, Михалков собирается контролировать его лично. Ведь это Михалков попросил у Путина 1 миллиард долларов на кино (кто, кроме него, мог бы вообще такое провернуть?), значит, Михалкову, от имени государства, как он любит говорить, и музыку заказывать. Во всяком случае, сомнительно, что человек, с трибуны съезда перечислявший стариков, которых он лично облагодетельствовал, скромно отойдет в сторону и захочет остаться неизвестным, если ему удастся облагодетельствовать кинематограф в целом, пусть даже не на миллиард долларов.

Конечно, осваивать государственные деньги будет не один Михалков, а различные частные производители — рыночные структуры, которые назовут себя мейджорами, к ним и пойдут субсидии. И эти «мейджоры» будут осуществлять свою рыночную деятельность уже не совсем самостоятельно, а под жестким проблемно-тематическим надзором, который, в общем-то, легко себе вообразить. Достаточно вспомнить настойчивые попытки Михалкова поставить в пример современному кино исторические блокбастеры сталинской эпохи малокартинья. Тот еще был рынок...

Амбиции Михалкова и его идеологические наклонности широко известны, он их и не скрывает. Однако я все-таки до последнего сомневался, что художник такого масштаба, как Михалков, действительно готов всерьез учредить в отечественном кинематографе эдакий «Парк советского периода» и стать начальником этого парка. Пока не прочел в недавнем липецком манифесте (появившемся на круглом столе в рамках ХVIII кинофорума «Золотой Витязь» за подписями сторонников нового председателя. — Прим. ред.) о Михалкове: «...во главе с безусловным лидером российского и мирового кинематографа, своим творчеством и жизнью доказавшим преданность Отечеству...» — и перестал сомневаться. А окончательно перестал, когда, выступая в Думе, Михалков сказал: «Я с сожалением обнаруживаю, что манифест, который был принят кинематографистами в Липецке, мало кто знает. Очень рекомендую...»