Ирина Прохорова считает «Культуру повседневности» одной из самых важных книжных серий своего издательства «Новое литературное обозрение». В основном это переводные работы известных западных авторов, которые рассказывают об истории простых вещей — зеркала, табака, мороженого, униформы, бани... Новая книга проекта — «История велосипеда» Дэвида Херлихи. Ирина Прохорова объясняет ее появление тем, что за последние десятилетия в развитых странах велосипед снова стал актуальным видом транспорта: «Автор пытается посмотреть на это изобретение с точки зрения мирового процесса. На новом витке цивилизации неожиданно выяснилось, что потенциал велосипеда не исчерпан. Он начал успешно конкурировать с автомобилем, по всем большим европейским городам стали прокладывать велосипедные дорожки, а Амстердам, например, практически полностью перешел на этот вид транспорта».

Книга дает представление о том, как велосипед создавался и какую роль он сыграл в радикальном изменении образа жизни. «Это изобретение вошло в моду во второй половине XIX века и тут же породило бурную общественную дискуссию, — рассказала Прохорова. — Его объявляли причиной падения нравов, рисовали карикатуры и фельетоны, которые также приведены в книге».

Появление нового средства передвижения совпало с эмансипацией женщин. Особенно горячие дебаты развернулись вокруг дам, которые стали ездить на велосипедах, — это считалось неприличным. «Как только женщины сели на велосипед, потребовалась революция в одежде: им пришлось снять корсет и пышные юбки. Женщины стали носить шаровары, то есть почти брюки, и это стало предметом невероятной общественной истерии, — отмечает Ирина Прохорова. — Кроме того, велосипед вслед за железной дорогой стал символом мобильности. До середины XIX века люди могли прожить полжизни, не выезжая из собственной деревни или городка. Кареты и лошади были дорогими, путешествия были роскошью. Появление велосипеда изменило досуг людей, дав им возможность быстро передвигаться по окрестностям».

А еще велосипед стал предтечей сексуальной революции. «Где могли встречаться молодые люди в традиционном обществе? В основном — в салонах и дома, что сильно ограничивало возможности любовных связей. А велосипед позволил знакомиться на прогулке, что помогало преодолевать барьеры между классами, — считает издатель. — Как показывает автор, велосипед потребовал и гладких дорог. То есть фактически он проложил путь автомобилю».

Ирина Прохорова признается, что сама могла бы пересесть на велосипед:

 

Серия «Культура повседневности» стала для «Нового литературного обозрения» одной из самых успешных, в ней вышло уже более двух десятков книг об истории моды, дизайна, кинематографа, популярной музыки и танцев, спорта, техники, медицины, еды. Каждая книга — уникальное исследование предмета повседневной жизни в его культурном контексте. Ирина Прохорова считает это новым способом изучения истории: «Исследование таких вещей объясняет истоки многих процессов, которые мы сами не осознаем. Очень долго быт вообще не считался составной частью культуры, он был чем-то стыдным, неприличным. Изучение повседневности показывает, что бытовые вещи и предрассудки имеют глубокие культурные основы».

 

Прохорова надеется вдохновить своей работой отечественных исследователей: «Проблема изучения советского времени — в отсутствии достоверных источников. Не будем забывать качество той прессы, систему цензуры, уничтожение личных архивов, отсутствие реальной статистики — для понимания советской реальности остается только устная память. Но ее носители уходят, и новое поколение неизбежно реконструирует эпоху по сусальным советским фильмам, которые ничего общего с действительностью не имели. А повседневная практика менее подвержена идеологической обработке, и если изучать ее при помощи профессионального инструментария, появляется возможность описать эту тонущую Атлантиду советской истории».

 

 

Елена Краевская