Во вторник 16 июня столичная Tagesspiegel посвятила художнику Дмитрию Врубелю целую полосу. В статье под заголовком Kuss der Geschichte («Исторический поцелуй») работа Врубеля «Поцелуй Хонеккера и Брежнева» на Берлинской стене названа вовсе не политическим актом. Просто художник искал в творчестве выход из личных проблем.

 

 

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

 

В этот же день Врубель начал реставрацию «Поцелуя», который сегодня находится в East Side Gallery. Это галерея на открытом воздухе, по сути, представляет собой самый большой из сохранившихся участков Берлинской стены. Чтобы увидеть, как Врубель приступает к работе, к Стене съехалось множество журналистов. В этом не было ничего удивительного: «Поцелуй» — самая известная работа из нарисованных на стене. Журналистов было так много, что Врубель поначалу даже засомневался, начнет ли он вообще работать. Тем не менее он не без удовольствия отвечал на вопросы, которые все время повторялись.

 

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

 

Художник позировал в черной футболке «Врубель — дурак» работы Авдея Тер-Оганяна и радовался тому, что новость о реставрации его картины всколыхнула весь мир.

 

 

Неподалеку можно было купить простенькие сувениры к предстоящей акции.

 

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

 

Журналисты с художником оказались за решеткой. Так восстанавливаемые фрагменты стены охраняют от туристов.

 

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

 

Я спросила Врубеля, не возмущает ли его, что на его работе город зарабатывает миллионы: репродукции разошлись космическими тиражами, но самому автору никакой прибыли не принесли. Он подумал и ответил:

 

 

Стену начали разрисовывать еще в 1990 году. В стихийной акции приняли участие около 180 художников. Сегодня East Side Gallery стала одним из самых посещаемых объектов Берлина. Посмотреть на работы Тьерри Нуара, Джима Авиньона, Ирины Дубровской, Томаса Клингенштайна и других известных, малоизвестных и совершенно никому не известных художников каждый год приходили сотни тысяч человек. Но постепенно Стена разрушалась, а туристы покрывали оригинальные работы своими надписями.

 

 

 

К 20-летию падения Стены городской сенат и дирекция самой длинной галереи мира решили восстановить обветшавший объект. Художникам предложили восстановить свои работы. При этом им забыли сообщить важную деталь: оригинальные работы сначала сотрут, укрепят бетон, выкрасят его белой краской, и только потом им предстоит написать все заново. Врубель был таким подходом недоволен.

 

 

East Side Gallery возглавляет Кани Алави — художник персидского происхождения, один из участников акции 1990 года.

 

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

 

Я спросила у него, была ли возможность подойти к реставрации по-другому. Ведь можно было, например, законсервировать рисунки в их нынешнем виде. Однако Алави лишь пересказал позицию мэра Берлина Клауса Воверайта: покрывающие многие работы надписи — чистый вандализм, а искрошившаяся стена нуждается в срочной защите.

 

Фотограф Томас Леби, работающий в странах Восточной Европы, тоже оказался в толпе любопытных. Он считает, что такой тип восстановления неправильно называть «московским».

 

 

Свое согласие участвовать в реставрации дали 88 художников, восстановлено уже 26 работ. Этот участок стены выглядит так, будто его построили вчера.

 

 

 

Посмотреть на работу Врубеля пришел и фотограф Режи Боссю, снявший знаменитый «поцелуй». По его фотографии Врубель и рисовал свою картину. Боссю попозировал с Врубелем, а потом его окружили девушки, охочие до поцелуев.

 

 

В это время Врубель рассказал на разных языках, как он увидел фотографию Боссю в Москве, и Дмитрий Пригов сказал, что хорошо бы нарисовать этот сюжет на Берлинской стене.

 

 

Освободившись от журналистов, Врубелю все же удалось начать карандашом разметку. Для точного восстановления оригинала, конечно, понадобится и его фотография. Но это уже будет позже, когда в ход пойдут краски.

 

 

Врубель считает, что на восстановление у него уйдет около трех недель. В Берлине он планирует пробыть с семьей несколько месяцев. Как сказал художник напоследок, здесь много работы.

Вечером того же дня на одном из берлинских форумов кто-то из горожан так прокомментировал происходящее: «Это санирование — полная чепуха. Именно обветшавшая Стена была подлинной. Постепенно распадаясь, она все же была живой. Каждая надпись было отражением своего времени. Дух времени нельзя повторить, и любая попытка такого рода смехотворна».