Все 12 фильмов конкурсной программы «Кинотавра» демонстрировались в киноконцертном зале «Зимний театр» — только для членов жюри и специальных гостей фестиваля. Попасть туда без соответствующего пропуска было невозможно. Для широкой публики крутили кино попроще, прямо на площади перед концертным залом. Например, в первый день показали «Любовь-морковь-2», а в последний — «Адмирала». Неожиданным дополнение к этому набору стали «Горячие новости» Сэма Клебанова, тоже почему-то угодившие в народную программу.

Клебанов рассказал проекту «Сноб», как за последние годы изменился фестиваль. «Я сюда первый раз попал в 1998 году, и тогда это был такой маленький полусемейный фестивальчик, нечто среднее между курортом для заслуженных артистов и местом тусовки молодых — актеров, режиссеров, критиков. Тусовки, кстати, небольшой, человек тридцать. А сейчас это действительно серьезный фестиваль, многое определяющий в нашей киножизни».

В свободное от работы время Клебанов купался в море, радовался тому, что температура воды еще не успела подняться выше 22 градусов, и совершенно не боялся здешних медуз.

По мнению Клебанова, сквозной темой 20-го «Кинотавра» стали неблагополучная семья и неразрешимые семейные конфликты в целом. Светлана Аджубей со своей стороны отметила обилие фильмов с героями-милиционерами — сразу в четырех конкурсных картинах появляется этот образ.

Народ на площади был лишен этой радости — видеть милицию еще и на экране. Да и вообще не сильно рвался внутрь «Зимнего театра», довольствуясь популярными фильмами и фотоохотой на звезд, которые прогуливались между гостиницей «Жемчужина» и киноконцертным залом. Охота часто оказывалась удачной.

В принципе сегодня нет серьезного разрыва между кино элитарным и народным. А если он и существует, то скорее в головах критиков — так считает режиссер Алексей Герман-младший. Он назвал три лучшие, с его точки зрения, работы на фестивале, критикам же посоветовал подыскать себе новую профессию.

 

Сами критики добровольно в отставку уходить не собираются, а кроме того, по-прежнему убеждены: разрыв между народным и элитарным кино определенно существует, и это непреложный факт. Своего рода мостиком между ними стала дебютная работа Клима Шипенко «Непрощенные», которую спродюсировал и представил на фестивале Лев Карахан.

 

Важным ритуалом «Кинотавра» давно уже стал футбольный матч между сборной администрации города Сочи и сборной фестиваля. Уставшим от бесконечных показов и пресс-конференций киношникам, как всегда, было трудно противостоять напору свежих и бодрых чиновников.

Режиссер Николай Хомерики провел перед матчем небольшую разминку при активной поддержке болельщиков.

 

Происходящее на поле живо комментировала Марина Голуб, а за бодростью духа артистов следили их тренер Алексей Агранович и, конечно же, капитан сборной Марк Рудинштейн, который сделал несколько голевых передач и даже забил гол.

Игра, как и предсказывали охранявшие полупустой стадион милиционеры, закончилась вничью, со счетом 3:3. На вопрос, откуда стражам порядка был известен исход встречи, те отвечали многозначительными улыбками. Дескать, дружбе следует побеждать, и она победила — о чем тут спрашивать?

Кроме футбола было и много других развлечений — от самых простых вещей вроде выпивки, песен и танцев до стихийной анимации. Например, Павел Воля устроил для девушек конкурс: кто быстрее очистит одной рукой банан. День ото дня вечеринки на «Кинотавре» становились все более бурными. Всем понравилось выступление британской певицы Alesha Dixon.

Фото: Мария Федоренко
Фото: Мария Федоренко

На площади перед киноконцертным зала спела Алена Свиридова, а закрытый концерт для гостей фестиваля дал Гоша Куценко. В самом начале на сцене вместе с ним появился Михаил Олегович Ефремов и очень задушевно исполнил песенку про зрителя в девятом ряду. В общем и целом было весело.

Правда, нашлись и такие люди, кто не воспринял всерьез ни фестиваль, ни даже сам город Сочи. Игорь Гурович, сделавший вместе с режиссером Алексеем Аграновичем декорации для церемоний открытия и закрытия «Кинотавра», высказался на этот счет с предельной прямотой.

 

Последние гости фестиваля, в числе которых были замечены Сэм Клебанов, Артур Смольянинов и Владимир Меньшов, улетели в Москву утренним рейсом 15 июня. Итоги «Кинотавра» уже никто не обсуждал. Практически все единодушно сошлись на том, что «Волчок» Василия Сигарева и впрямь самая сильная картина в нынешнем году. Комментарии тут излишни.

 

Мария Федоренко