Перед началом лекции Комм был настроен решительно и отвечал даже на вопросы личного свойства.

До встречи с Коммом приглашенные были настроены скептически: какие-то измельченные продукты непонятного происхождения, микроскопические порции, о чем тут вообще говорить? То ли дело привычные шпроты и селедка под шубой. Стас Жицкий и Сергей Кужавский даже специально подкрепились перед лекцией.

Жицкого с Кужавским «привела сюда любознательность». Стас предположил, что им предложат не еду, а что-то другое. Он рассказал, какой должна быть вкусная еда:

Георгий Франгулян надеялся на то, что их хотя бы не отравят:

Спектакль начался.

На столах появилось столовое серебро: ресторатор рассказал, что все эти приборы сделаны в России. Ирен Коммо тут же попросила адрес фабрики, которая выполнила заказ.

Гостей поразило первое же предложенное им блюдо — «снег из печени трески с сигарой из хлеба».

Комм сравнивает приготовление пищи с искусством, при этом признается, что ничего не понимает в живописи. Однако его блюда выглядели очень живописно: вот «карпаччо из устрицы в имбирно-лаймовом соусе, в шампуни из лимона, присоленной сублимированной малиной».

Комм рассказывал о высокой кухне очень артистично, его тезисы вызывали у слушателей бурную реакцию. То, что он делает, шеф назвал искусством, которое не обязано всем нравиться.

В ходе лекции гости попробовали винегрет с кремом из шпрот, завернутые в съедобную бумагу из свеклы, моркови и укропа роллы, которые выражали идею Комма о мясной закуске, селедке под шубой и салате «Мимоза», рыбные пельмени с лососем и мидиями, капучино из семян укропа, клубничный десерт и шоколадный мусс.

После лекции скептиков в зале уже не осталось. Так, Самвел Аветисян признался, что потрясен увиденным и у него даже «поменялось сознание». Комм же отметил, что вопреки ожиданию получил удовольствие от этой лекции — оказывается, он боялся, что никто к нему не придет или уж точно не поймет его творчества.

Лекцию Анатолия Комма смотрите в понедельник в разделе «Кафедра».

Мария Федоренко

В этом году исполняется 10 лет с того момента, как Ольга Свиблова впервые провела серию выставок под названием «Мода и стиль в фотографии». За это время ее фестиваль стал главным весенним событием в сфере моды. В марте биеннале «Мода и стиль» шла параллельно с Московской неделей моды и вчистую выиграла у нее соревнование за внимание аудитории.

В понедельник Свиблова открыла флагманскую площадку фестиваля в Манеже. Кроме обязательных к посещению выставок Ги Бурдена и Лартига здесь показывают проект Ирины Меглинской и Миши Бастера «Хулиганы 80-х». 

Это абсолютный хит фестиваля. Ведь выставки Меглинской в «Победе» слишком камерны и лаконичны. Только успеваешь проникнуться аурой фотографий, как упираешься в ту, с которой начал осмотр. А в Манеже заявленная тема раскрыта полностью. Весь его средний проход плотно завешан портретами советских панков, байкеров, брейкеров, хиппи, нью-вейверов, художников-перформансистов, стиляг, люберов и прочих неформалов ушедшей эпохи.

А вот, собственно, сам Бастер образца 80-х.

Некоторые из персонажей с карточек бродили по залам. Сверху неслась музыка группы «Николай Коперник» — также героев того времени.

Музыкальную программу «Хулиганов» составлял президент компании TCI Эдуард Ратников. Планируется, что до конца выставки на ней еще несколько раз выступят музыканты, чьи основные достижения пришлись на 80-е. Диджеи будут ставить винил, который слушали 30 лет назад. Судя по фотографиям, слушали много чего: пестрота тогдашних субкультур легко затмевает теперешних эмо, готов и новую блажь — хипстеров. На снимках встречаются любера, запечатленные чуть ли не в обнимку с рокерами, своими злейшими врагами. Как такое было возможно, я спросил Олега Тарасова. В 80-е он носил ирокез и устраивал подпольные концерты, а сейчас занимается изданием компакт-дисков. 

Мише Бастеру (он три года собирал архив, легший в основу выставки, и его можно считать главным специалистом по неформалам 80-х) я задал вопрос: можно ли считать нынешних олигархов еще одной субкультурой?

Филипп Миронов