Снос зданий начался неделю назад, 19 мая. К палатам Оленевых, построенным в начале XVIII века, почти разрушенному дому дьякона начала XIX века, а также краснокирпичному фабричному зданию конца XIX века подъехали экскаваторы, чтобы расчистить площадку для строительства комплекса «Пять столиц» — новых офисных и жилых домов.

Собственно, мы уже почти привыкли к тому, что старинные здания тихо выводятся из реестра памятников архитектуры и быстро сносятся. Но нынешняя ситуация уникальна. Во-первых, часть сносимых зданий (палаты Оленевых) остаются памятниками архитектуры. Во-вторых, сегодня не существует утвержденного проекта застройки квартала. Старый проект местная префектура отклонила еще в марте, а новый пока не утвержден. 21 апреля застройщики представили Общественному градостроительному совету новую концепцию, которая пока далека от утверждения.

Тем не менее, по словам активистов «Архнадзора», застройщики, среди которых генеральная дирекция «Центр», «Торгпродуктсервис», «Капстройпроект», начали сносить остатки уцелевших зданий. Первыми это заметили прихожане церкви и местные жители, за ними на территории появились активисты «Архнадзора», представители партий «Яблоко» и «Справедливая Россия» и просто москвичи, пришедшие их поддержать. Возмущенным людям застройщики предъявили ордер ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций), разрешающий установку бытовок, снос четырех строений и вывоз строительного мусора. Как оказалось, эту бумагу они получили 5 мая, и на сегодняшний день она не имеет силы, как и сам отклоненный проект комплекса.

Утром 25 мая собравшиеся люди просто не пропустили строительную технику на территорию, перегородив ей въезд машиной. Несмотря на это, рабочие продолжили снос зданий отбойными молотками.

Между тем вчера, 26-го числа, никакой работы в Кадашах я не обнаружил. Пробравшись по карнизу на второй этаж полуразрушенной фабрики, я застал там полтора десятка человек, которые прятались от дождя под обвалившейся крышей и пили чай.

«С рабочими удалось договориться, — рассказал мне участник пикета Сергей Брель. — Они работали отбойниками, проделывали трещины в несущих конструкциях, чтобы оно как бы обвалилось и осталось только вывезти строительный мусор. Мы убедили рабочих приостановить работу. Вчера мы, человек десять, пошли к зданию Москомнаследия на Пятницкой с плакатами и требованием рассмотреть нашу заявку. Они пообещали "принять меры". Милиция, которую мы вызвали, заняла твердую нейтральную позицию: не помешали рабочим сносить здания, но и нас выгонять не стали. Теперь мы ждем реакции Мосгордумы и прокуратуры, но пока они молчат».

Если власти не отреагируют, участники «сопротивления» обещают не ограничиться санкционированным властями пикетом на Болотной, а с понедельника начать акции протеста у городской думы и у Москомнаследия.