Брик-лейн — это длинная узкая улица, идущая с севера на юг от Бетнал-грин до Уайтчепела. Еще полторы сотни лет назад она олицетворяла собой Ист-Энд, самую нищую часть города у порта, через который в Лондон проникали одна за другой волны иммиграции. Чарльз Диккенс после посещения этих мест в сопровождении полицейского патруля писал в альманахе Household Words, что это «средоточие всей грязи, нищеты и несчастий, которые только есть на свете». Здесь же произошло первое из серии громких убийств, которые приписывали Джеку-Потрошителю.

Сегодняшний облик улицы сформировался в 60-х годах прошлого века, когда национальный состав этого района более или менее установился. Сейчас здесь проживает большая часть выходцев из провинции Силхет, обосновавшихся в Лондоне (а всего их здесь 200 тысяч). Мусульмане-сунниты из Бангладеш так срослись с Брик-лейн, что всю эту местность часто именуют Банглатауном. Названия переулков продублированы на бенгали, а забегаловок, подающих карри, здесь едва ли не больше, чем потенциальных посетителей (и каждая гордо объявляет себя «Рестораном года»).

Но бенгальцы не единственные жители Брик-лейн. С середины 90-х район начали активно осваивать молодые художники. По выходным здесь работают несколько крупных рынков, продающих всякие поделки, в каждом подъезде устроены мастерские, а в цехах закрытой пивоварни Old Truman Brewery проходят выставки дизайна.

Брик-лейн в воскресный полдень — это идеальная иллюстрация вавилонского многоязычия Лондона. Женщины в мусульманских платках и седые старички в вытертых пиджаках поверх шальвар-камиза смешиваются с туристами и разряженными фриками, а яркая бенгальская свадьба — с уличным спектаклем.

На прошлой неделе совет округа Tower Hamlets представил проект реконструкции улицы и прилегающих кварталов. Из выделенных на это 8 миллионов фунтов около 2 миллионов планируется потратить на сооружение двух напоминающих своими очертаниями мусульманский платок хиджаб стальных арок в начале и конце Брик-лейн. Как явствует из пресс-релиза, это должно «подчеркнуть культурное разнообразие и богатое историческое наследие района».

И тут носители этого самого культурного разнообразия проявили редкостное единодушие. «Памятник хиджабу» не нравится абсолютно никому. Мусульманки возмущаются тем, что весь ислам сводят к платку. Иудейская община Брик-лейн советует отдать предпочтение ермолке, а музыканты ехидно предлагают на эту роль шевелюру Брайана Мэя (неподалеку находилась студия, в которой Queen записали свою «Богемскую рапсодию»). В самом совете от комментариев воздержались, ограничившись короткой невнятной отпиской.

Громче всех против объявленного плана протестуют художники, мнения которых, по их словам, вообще никто не спрашивал. Старожил Брик-лейн, художница Трейси Эмин предлагает потратить выделенные на арки деньги на уборку мусора (с ней трудно не согласиться, свернув с Брик-лейн в любой переулок). А Брэд Лошор, коллега Трейси по движению «Молодых британских художников», обвиняет местный совет в бесполезной трате средств:

На Брик-лейн недавно был закончен еще один вызвавший раздражение общественности проект — 30-метровый стальной минарет возле мечети Джама Масджид. На него было потрачено 2,5 миллиона фунтов.

В последнее время местные советы Лондона критикуют лишь немногим меньше банкиров и членов парламента. Что ни неделя, газеты расписывают очередной коррупционный скандал. Совет округа Tower Hamlets на кампанию против «памятника хиджабу» пока никак не отреагировал.