Иллюстрация: Veronchikchik

Практически весь прошлый, 2023 год я проверяла одну свою гипотезу.

Гипотеза касалась информационной стратегии и тактики нынешних подростков. 

Исходной точкой моих размышлений было то, что уже довольно давно отовсюду: от бульварной прессы до научных трудов по психологии и социологии — можно услышать «мантру» об информационной избыточности современного мира. По этому поводу есть разные цифры. Например, современный человек за месяц получает и перерабатывает столько же информации, сколько человек XVII века за всю свою жизнь. Или сегодня приблизительно тридцать процентов  времени своего бодрствования среднестатистический землянин проводит со своим мобильным телефоном.

Насколько верны эти данные, откуда и как они получены — об этом можно дискутировать, но сам факт огромных информационных потоков ни у кого не вызывает сомнений. Есть поколение, которое уже фактически прямо в этих потоках и родилось, — современные подростки. Как у них складываются отношения с океаном информации, который для людей старшего поколения — неродная среда? Научились ли современные юноши и девушки плавать в этом океане? Дышать под водой? Отрастили ли жабры или приобрели затычки в ушах?

И я провела опрос. Разумеется, затевая его, я вовсе не собиралась объять необъятное и потому предельно сузила широчайшую тему. Двигаться решила от противного. Основной вопрос, который я задавала подросткам: есть ли сейчас, в условиях доступности всего и вся, какие-нибудь сферы человеческого, природного или твоего индивидуального бытия, где тебе не хватает информации?

Всего за год я опросила 438 подростков. Для опросов — это очень хорошее, достаточно большое число. Возраст подростков — от 13 до 18 лет. Девушек 250, юношей — 188.

Сразу скажу, что были подростки, чьи ответы полностью совпали с общепринятым в СМИ и обыденном сознании мнением. 29 подростков из опрошенных (18 юношей и 11 девушек) твердо и однозначно сказали, что им информации хватает, а если нужно что-то узнать, они обращаются к поисковым системам или социальным сетям. Одна трогательная 13-летняя девочка сказала: а еще у меня есть дедушка, который все знает, и я могу спросить у него. Всем остальным подросткам, несмотря на вроде бы переизбыток информации, как оказалось, ее все-таки не хватает.

В каких же областях? В самых разных. Многие подростки упоминали не одну, а сразу несколько тем.

Первую и многочисленную группу (218 подростков, преимущественно девушек) я бы описала так: им не хватает конкретной, узко направленной и эксклюзивной информации, связанной с их специфически подростковыми интересами. Например: когда айдол Х выпустит песню У и о чем она будет. Встречается ли еще артистка А с артистом В или они действительно расстались, как написано на тематическом форуме. Сюда же я отнесла бы желание обладать вообще всей информацией о кумирах и их творчестве, и чтобы эта информация была эксклюзивной. То есть чтобы «никто в моем круге или хотя бы только подруги Юлька и Светка об этом не знали». У мальчиков к этой же группе принадлежит недостаток информации о спортсменах, машинах и оружии.

В отдельную группу интересов я выделила компьютерные игры. Какой-то конкретной информации по ним не хватает 180 подросткам, в основном юношам.

Дальше — интереснее.

63 подросткам не хватает информации о любви. Да, именно так они и сформулировали. Если вы думаете, что они путают любовь с сексом, то вы ошибаетесь. Ничего они не путают, и у меня есть целых 18 человек, которым не хватило информации именно о сексе. А те, первые 63 — они именно про любовь. «Все о ней говорят и пишут, а где она?» — это вопрошает юноша 15 лет. «Родители и дети — это я понимаю. А другая любовь, которая в стихах, она бывает? Если биографии поэтов почитаешь, то сомневаешься. Вы знаете про Анну Керн, как там было на самом деле?» — спрашивает 16-летняя девушка. Даже и не знаешь, что тут посоветовать. Литература и кино вроде бы, получается, не подходят. А что тогда?

115 подросткам не хватает информации о социальных взаимодействиях в подростковой группе. Групповая динамика, групповые роли. Молодые люди обоих полов не знают, где найти качественную информации на эту тему, читают много коротких, фальшиво-дидактических или откровенно диких историй в интернете, но довольно быстро понимают: на себя их не примеришь. Рассказы родителей и бабушек-дедушек тоже зачастую не подходят. А что еще? Реальный-то опыт длительного взаимодействия в группе, который в общем-то со временем закрывает  этот гештальт без особого теоретизирования, сейчас есть далеко не у всех. Вот здесь родителям и педагогам и карты в руки: это же, в отличие от любви, достаточно просто объяснить, разложить по полочкам, нарисовать схемы и предложить всякие варианты самому интересующемуся подростку.

67 человек — не хватает практических рекомендаций, как выстроить и отстоять себя, свои интересы, как не раствориться в чужих ожиданиях: родителей, друзей, общества. Говорят, что информация в интернете расплывчатая, ее нельзя применить. В книгах и фильмах — понятнее, но у героев другие обстоятельства.

101 подростку не хватает достоверной информации про политику — российскую и международную. Они хотят понять и разобраться. И отчетливо чувствуют, что им где-то просто откровенно врут, а где-то — передергивают факты. Но, как разобраться, подростки не знают. В семье обычно не помогают, а скорее мешают, потому что требуют, чтобы подростки думали так же, как и взрослые. А они (больше мальчики, чем девочки) хотят разобраться и иметь собственное мнение.

94 подростка ищут и не находят информацию про медицину. Не все из них ипохондрики, некоторым действительно интересно, как и отчего люди болеют. Противоречивость и непонятность доступной информации подростков угнетает. Интересно, есть ли такой русскоязычный ресурс, где, допустим, 14-летний человек мог бы системно и в относительно простой форме познакомиться с  состоянием современной медицины?

117 человек — сторонники разнообразных теорий заговоров. Они уверены, что в «интернете все врут», и, конечно, ждут, когда «правда всплывет наружу». Удивительно, насколько подростки в этом смысле бывают похожи на людей старшего возраста, и даже темы «спрятанных от народа» информационных феноменов у них часто пересекаются.

Неожиданно многих подростков (53 человека) заботит изменение климата (или его отсутствие?). Молодые люди хотели бы найти информацию, которая позволила бы им наконец разобраться: климат меняется при участии человека или без оного, естественно-эволюционно?

28 человек хотели бы где-нибудь найти внятную информацию о том, как наладить взаимоотношения с родителями. Да, они искали и нашли. И даже инструкции там были. Но то ли мои респонденты их неправильно поняли, то ли родители им «какие-то неправильные попались». Не помогло. Хотелось бы еще информации.

Целых 84 человека — мои безусловные любимчики. Им в том или ином аспекте не хватает откровенно философской, я бы даже сказала, метафизической информации о том, «кто мы такие, откуда, куда мы идем». Все атеисты. При этом понимают, что это — самая главная тайна на свете. Юноша 17 лет: «Интересно, есть ли по этому поводу хоть что-нибудь некоммерческое, кроме Аристотеля?» Я задаю встречный вопрос: «Ты читал Аристотеля?!» Он, грустно вздыхая: «Я по крайней мере пытался…»

Восемь человек — всем нам, всему человечеству не хватает информации об опасности ИИ. «Спохватимся потом, а поздно будет!»

И наконец, ностальгическое, как будто из моего собственного юннатского прошлого. Серьезная девочка в очках, занимается в эколого-биологическом центре: «Мне очень не хватает информации по тактильному языку муравьев. Я уже два года этой темой занимаюсь, работу пишу. И, вы знаете, так мало публикаций. А ведь такая интереснейшая, можно даже сказать, базовая, ключевая в понимании многих социальных аспектов тема».