Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Владимир Сорокин: Царь и режиссеры

Давно речь шла об этом фильме. Сперва слухи доходили, заставив сердце екнуть: вот кто-то наконец и взялся за нечуждую тему

+T-

Давно речь шла об этом фильме. Сперва слухи доходили, заставив сердце екнуть: вот кто-то наконец и взялся за нечуждую тему, и не последний, надо признаться, режиссер. Потом сам Павел Лунгин как-то за рюмочкой хреновухи рассказал мне про уже отснятый фильм, описав сцену разрывания человека медведем. Заинтриговал. Я алаверды напомнил ему про историческую сцену (а это сцена, безусловно!) выбора Грозным себе очередной жены, шестнадцатилетней Марфы Собакиной, когда двадцать девушек из знатных родов раздели в зале, поставили в ряд, заставив предварительно помочиться в редкие по тем временам стеклянные венецианские бокалы; Грозный ходил по ряду, разглядывая и ощупывая каждую претендентку, а итальянский эскулап, тут же разглядывая и нюхая мочу претендентки, шептал Грозному на ухо о ее болезнях... Очень бы украсило фильм, на мой взгляд. Однако Павел признался: такого в его фильме нет. Но есть другое. Пришлось ждать.Короче, на русскую премьеру пойти не смог, а когда фильм вышел, уехал из России, не успев посмотреть, вернулся и угодил под водопад нелестных отзывов друзей и кинематографистов. Просто хором ругали фильм и Мамонова-царя. А Мамонов-то еще и добавил, в интервью сказав, как и положено скромному православному рокеру:

 — Ну какой из меня царь?

И как-то не спешилось посмотреть по понятным причинам: разочарований-то в нашем отечественном кино горрррраздо больше, чем очарований.

Потом взял, пошел да и посмотрел. И скажу: вполне достойный продукт. И Мамонов зря на себя наговаривал: царь из него получился. Вполне осознанное художественное высказывание на тему, к которой в России до сих пор боятся прикасаться: Грозный и опричнина. Снята куча фильмов про Сталина и его террор, а про Грозного, нашего Саурона, основателя Кола Вертикали Власти, расчленителя русского сознания на опричных и земских, — раз, два и обчелся. В литературе-то нашей великой на тему сию вообще шаром покати: «Песня о купце Калашникове», «Князь Серебряный». Да, есть еще грустная опера Чайковского «Опричник», которую никто не видел...

«Кто царя не любит, тот и Бога не любит» — фраза сильная, после фильма застревает в голове. Да и фильм застревает. Играют в нем все достойно.

У меня фильм оставил беспокойное, щемящее послевкусие. Обязательно пересмотрю.

Говорят: в фильме не хватает масштабности. Но это камерная история из жизни Грозного. Это не фильм «Иван Грозный». И кстати, у Эйзенштейна тоже нет особой масштабности, эпического размаха: народ мелькает у него нечасто, все происходит в интерьерах, напоминающих оперные декорации.

Если говорить о недостатках «Царя»: диалоги осовременены, но не найден языковой эквивалент той эпохи.

Проблема в том, что сравнивать «Царя» приходится с «Иваном Грозным», а сравнение это в принципе нерелевантно. Эйзенштейн — великий режиссер. А Черкасов — великий актер, создавший образ колоссальной драматической силы. Таких актеров нынче не существует в природе: эпоха другая. Тем более, как мне давно еще поведал писатель Юрий Мамлеев, Черкасов в то время посетил некий круг подпольных советских оккультистов, где специально для него вызывали дух Грозного, который, по словам очевидцев, явился и потряс Черкасова, вдохновив на будущую роль.

Но если говорить об этической стороне дела — фильм Лунгина правдивее фильма Эйзенштейна. Это одна из первых честных попыток разобраться в Грозном, в природе русской власти. Эйзенштейн, человек по сути аморальный, поставивший в жизни на большевиков, снимал подарок товарищу Сталину, историю «прагрэссивного царя и прагрэссивных апрычников». Там достаточно откровенной лжи: чего стоит один призыв на площади к молодежи: записывайтесь, люди молодые простого звания, в опричнину! Комсомольский бред какой-то...

Но в конце второй серии Эйзенштейн-художник пересилил Эйзенштейна-коньюктурщика, последние сцены проявили зловещую суть опричнины и параноика-царя.

Слышу вопрос-упрек от киношников: «А почему Лунгин взялся за эту тему?»

А почему вы не взялись?

Лунгин рисковал, но взялся. И высказался. И слава Богу...

Комментировать

Комментарии

1-20 из 22 комментариев
Алексей Евсеев

"...описав сцену разрывания человека медведем"

Описывал, наверное, лучше, чем получилось в фильме...

Вадим Ильин
(Крайне субъективно)

Знаете, после кинофильма "Остров", как-то ждешь от Лунгина шедевров. Вот натурально шедевров, никак не менее. А в "Царе" - да, хорошая игра актеров, да, интересная тема, НО... (избегая прямолинейных формулировок) излишняя театральность постановки, странное освещение, монтаж какой-то, скажем, непонятный.

Елена Казьмина

Фильм скорее не понравился, чем понравился, хотя Мамонов играл замечательно. Роль Патриарха, на мой взгляд, не совсем для Олега Янковского, очень уж он светским персонажем получился. Расстроила также бедность декораций, а также, как правильно заметил В. Сорокин "не найден языковой эквивалент той эпохи". В какой-то момент мне вообще показалось, что действие (возведение Патриарха на престол) происходит в настоящем времени, когда показали современного дьякона, читающего перед алтарем (уж не в Храме ли Христа Спасителя снимали эту сцену?). В общем да, нет масштаба, яркости действа, все очень камерно. Больше - сцена из жизни Ивана Грозного, постановка, нежели фильм. Надо, наверное, какую-то другую форму подачи было искать, чтобы действо не показалось слабеньким. Но фильм, все равно, советую посмотреть всем, кто интересуется русской историей, культурой, "русской душой". Много сильных моментов. Царь - удался!

Алексей Евсеев
Алексей Евсеев    13:23  01.12.09

Мне тоже кажется, что ЦАРЮ требовалась условность интерьера, что-то а ля Питер Гринуэй или Ларс фон Триер с Dogville и Manderlay.

Елена Казьмина
Елена Казьмина    15:24  01.12.09

Согласна

Дмитрий Сидоров
Дмитрий Сидоров    15:05  01.12.09

Мне кажется, наоборот, камерности не хватило, темных сцен, крупных планов ждал больше, чем кишок наружу. Царь, как персонаж, удался с той стороны, что лишил его "гениальности". Гений-злодей - одно, а сумасшедший садист - категорически другое. В нашей стране принято награждать любого тирана налетом недоступной народу гениальности, хорошо,, что Лунгин не пошел на поводу у стереотипов и создал, мне кажется очень достоверный образ Грозного.

Елена Казьмина
Елена Казьмина    15:25  01.12.09

Дима, так о том и речь - если не планировали масштабные съемки (или просто их не потянули из-за бюджета) нужно было уходить в "совсем камерность".

Кстати, интересно, что среди членов Клуба "Сноб" - больше положительных отзывов (почти единогласно), чем среди подписчиков - http://www.snob.ru/fp/entry/8555

Дмитрий Сидоров
Дмитрий Сидоров    15:47  01.12.09

У членов Клуба есть определенные обязательства по отношению друг к другу, негласно действует мараторий на разносы. Мало кто в силах сказать "Павел, а фильм то твой - плохой", даже если ему так кажется. Да и сам Павел на робкие попытки высказать критику яростно отвечает, что фильм замечательный, кому не нравится, тот просто мелковат, чтобя понять его. В такой ситуации сложно представить, чтобы интеллигентный человек настаивал "нет, нет, Лунгин, не разведешь ты меня, фильм твой - ф топку!". Да такому человеку руки потом никто не подаст. К сожалению в обществе откровенность и открытость не приветствуется.

Елена Казьмина
Елена Казьмина    15:50  01.12.09

Вот видишь! А ты ратовал за принятие некоторых активных подписчиков в Клуб "Сноб". За-чем? Настоящая демократия среди нас, подписчиков :))!

Дмитрий Сидоров
Дмитрий Сидоров    16:22  01.12.09

Да система взаимоблагости существует не от того, что они члены Клуба, так сложилость по-жизни. Так нужно для поддержания статуса, членство в Клубе тут, по-большому, не причем. Но верно обратное. Тем, кто высказывает свое мнение често и откровенно навряд ли дадут "зеленый свет" в Клуб. Политкорректность ценится куда выше искренности.

Дмитрий Сидоров

Фильм не понравился, не категорически, конечно, но для Лунгина явно комом вышел. Много читал об исторических нестыковках и явных ляпах. Оказалось, что все это в глаза не бросается, запросто можно простить. Нельзя простить несвязности и эмоциональной убогости. В "Острове", хотя мне он и показался православной агиткой, все это было. Была история завязка-тело-развязка, были сильные эмоции. После "Царя" осталось странное ощущение. Вот, вроде, и Мамонов хорош, и Янковский неплох, хотя в глазах у него уж больно выболено. И костюмы и декорации приемлимы, оператор и свет просто замечательны, а как в известной репризе "не встав-ля-ет". Вот девочку убили - не жалко, медведь кишки рвет - не больно, Скуратов "пугает, а мне не страшно". Не получилось ни камерной драмы, ни исторического фильма. Жалко, обидно. 

Алексей Евсеев
Алексей Евсеев    22:11  01.12.09

Двумя руками за. Только Мамонов при всей моей любви к нему не понравился совсем, местами он лажал по-страшному. Фильм чем-то сродни вялому видеоклипу. Странно, что все его сторонники говорят о посыле... царь, бог, опричнина... Фильм это всё-таки изобразительное искусство и должно быть пищей для глаз и ушей. Мне уже на первых минутах хотелось выключить.

Георгий Заикин

Лунгин - художник,а не мастер спецэффектов.Фильм снимался в Суздале на очень скромный бюджет. А то что была вызвана такая волна критики, уже говорит о том,что фильм не оставил никого равнодушным. Уж кого кого,а критиков в России хоть лаптем хлебай во все времена.

Дмитрий Коваленко

а я считаю, что фильм замечательный. Стоит лишь замерить состояние зала после просмотра.  Абсолютно не соглашусь насчет оценок операторской работы - она замечательная, сверх профессиональная.

Безусловно, что мнгие хоят видеть диснеевское шоу-в декорациях, в костюмах, блесках.  Но Русь 16 века  - это не карнавальная Венеция. И декор был похуже, и люди пожестче. И кровь, и слезы, и страх, и безразличность к смерти.

Лунгин снова вернулся к теме Личности.  Ее место в истории, ее ответственности. и Тема сакральности русской власти, ее тираничности, жесткости - это тема сопряжена с другой темой - Человек во власти, умения не поддаться искушению, дьявольщины души.

И это тема Служения. Кому или чему? Богу, истории, Будущему - или Власти, богатству, угодию, сиюминутности.

И тема ответственности детей за отцов.

И тема ответственности поколений.

Гениальный фильм.

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    20:36  01.12.09
Грязцы...

   Русь шашнадцатого веку - не Венеция, святая правда. Мне как-раз грязи родимай в фильме не хватило: надо было побольше подпустить, чтобы пахнуло нутряным, кондовым, парным и липким...А то народ у Лунгина какой-то шибко чистенькай...   

Алексей Евсеев
Алексей Евсеев    22:18  01.12.09

Владимир, это Вы мастер эдаких дел, Ваша палитра, за что Вас так и любим :))) А Павел Лунгин... он... эх. :(((

Irene Smirnova

Помнится в 1989 году я прочитала сценарий об Иване Грозном, который мне дал Александр Леонидович Кайдановский. Я понимаю, что свой фильм Кайдановский так и не снял, не знаю что потом было, как то пути разошлись. Было бы интересно конечно узнать куда канул его сценарий...Но я помню, что его больше всего интересовал вопрос власти, точнее "воли к власти". И действия Ивана Грозного, его характер, он разбирал, как мне показалось, как психолог. История была о Белом Слоне, которого везли через всю Россию в подарок царю Ивану от Персидского шаха...

Мне интересно будет посмотреть фильм Лунгина, его трактовку этого персонажа...Иван Грозный всегда загадочная фигура для художников. Особенно меня заинтриговало Ваше высказывание о том, что "это одна из первых честных попыток разобраться в Грозном, в природе русской власти."

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    09:39  02.12.09

   О том несчастном слоне, которого Грозный приказал изрубить секирами  за то, что тот не опустился перед ним на колени.   

Irene Smirnova

Да, о том самом Слоне...Мне так же вспомнилось как Кайдановский мне с убеждением рассказывал о символизме сцены с купелью: провозили царя и слона перед храмом во время крещения младенца, и священник, увидев царя, опускается на колени, как и все рядом стоящие - младенец тонет.

Сергей Дрезнин
Сергей Дрезнин    19:06  02.12.09
опять подписчики...

ау, члены! а я не смотрел, зато смотрел 16 серий Андрея Эшпая. Давайте его тоже о(б)судим!

Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое