Наша подписчица Лена Кларк Де Винне — жена бельгийского астронавта, генерала Франка Де Винне, который сейчас командует Международной космической станцией. Франк часто звонит жене с орбиты, а у нас есть возможность подслушать эти разговоры (предыдущие — тут).

Вообще, Франк равнодушен к спорту (кроме бельгийского велокросса по телевизору), но, как и все, что входит в его обязанности, спортивное расписание выполняет добросовестно. Сидя на велотренажере, он звонит мне — чтобы скоротать часы этой повинности; так или иначе, он должен провести за этими занятиями не менее двух часов в день.

Даже самые ленивые из нас, при обыкновенной жизни на Земле, работают против гравитации. Например, переход с дивана до кухни не только сжигает четверть калории, но при каждом шаге ударяет полом по пятке. Да-да, именно так! Ведь наступание пяткой на пол создает и «F» с пятки в пол, и «-F» с пола в пятку (физика шестого класса). Эта минус «эф» создает нагрузку на кость. Именно эта нагрузка дает клеткам кости «инструкцию», в каких пределах поддерживать ее плотность. Мышцы, в свою очередь, тренируются, обеспечивая тонус мышечного корсета. Иными словами, перенос собственного тела (а также сумок и маленьких детей) в земных условиях — это все физическая нагрузка, которая делает тело прочным и гибким. У астронавтов все не так.

К хорошему быстро привыкаешь. Как-то в конце июня (месяц с начала полета) Франк сказал, что его не перестает удивлять возможность адаптации и обучаемости человеческого тела. Я не сразу поняла, о чем идет речь. Оказалось, что через два дня полета он уже «вспомнил» все, что умел к концу своего первого короткого полета, к концу второй недели ощутил полную свободу и наслаждение от легкости перемещения по станции, а к концу первого месяца понял, что, к сожалению, это то немногое, чем он не может со мной поделиться. Ощущение себя в невесомости — как рыба в воде — не только невозможно передать на словах человеку, не летавшему в космос; ему нельзя научиться за короткий полет, нужны недели. Но за это удовольствие надо платить.

Для того чтобы не утратить форму (по сути, остаться в той же форме, что и люди со средним уровнем фитнеса на земле), уже после 10 дней пребывания на борту участники длительных экспедиций начинают заниматься спортом по два часа каждый день. Спорт включает ходьбу и бег на беговой дорожке, кручение педалей руками и ногами на велоэргометре и работу на сложном фитнес-снаряде, который позволяет напрягать разные группы мышц. Такие ежедневные пробежки довольно скучны, поэтому некоторые используют экранчик, на котором можно проигрывать вид пробежки по лесу, а некоторые смотрят новости или сериалы.

Гравитация влияет не только на кости и мышцы, но и на распределение жидкости в организме. Именно поэтому в начале полета у многих на вид немного опухшие лица — гравитация не притягивает жидкость к ногам. Постепенно организм «привыкает», и одутловатость, возникшая в результате резкой смены среды, более или менее проходит, но не до конца. На худых людях это заметно меньше. Я не вижу сейчас разницы между лицом Франка на Земле и в полете, но она мне заметна на некоторых других членах экипажа.

После отсутствия гравитации в течение нескольких месяцев, перед возвращением на Землю, экипаж проходит ряд процедур, создающих давление на нижнюю часть туловища, чтобы организм начал заново привыкать к земному распределению жидкости в организме. Так называемый прибор ОДНТ (отрицательное давление на нижнюю часть туловища), по сути, очень плотные штаны с насосом. За несколько недель до посадки рекомендуется пройти несколько сеансов: прибор стимулирует кровообращение по земной модели — притяжение циркулирующей крови к ногам.

По возвращении в течение трех недель нельзя водить машину — мозг должен привыкнуть к поведению организма в условиях гравитации. Космонавты рассказывают, что поначалу ноги все время решают следовать за взглядом. Повернул голову — и зачем-то сразу идешь в этом направлении — ведь именно так перемещение происходит на станции; на Земле надо переучиваться. А еще Франка ждут месяцы реабилитационного фитнеса — поддержание тонуса мышц, нагрузки на кости. А пока — фитнес на орбите, чтобы было что реабилитировать по возвращении.

Но вернемся на орбиту. Франк взял с собой именно для занятий спортом английские комедийные сериалы «Алло-алло», Fawlty Towers и Red Dwarf. Намного удобней и приятней исчислять длину тренировки развитием событий в комедии, а не минутами и километрами. На фитнес-тренажере в экран не посмотришь. Зато там, рядом, есть телефон. Так что если удачно складываются зоны видимости антенн, обеспечивающих телефонную связь, то в качестве развлечения во время занятий фитнесом иногда удается позвонить по телефону. Благо, это наушники, не занимающие руки. Правда почему-то эта связь всегда довольно быстро прерывается, а перенабрать нельзя — руки заняты спортом. Да и разговор в таком случае получается немногомерный — в основном размышления вслух об упражнении и отсчет повторений. И все ж в компании веселее!