«Если кто-то спросит, что такое Oscar de la Renta, то вы можете ответить: это красивое платье», — однажды резюмировал дизайнер самого себя. Это если совсем коротко. Оскар Аристедес де ла Рента Фиалло родился в Доминиканской Республике 22 июля 1932 года. Он был младшим из семерых детей и единственным мальчиком. В 18 лет он отправился изучать живопись в Мадрид, но там слишком увлекся танцами и модой. В результате попал на стажировку к Кристобалю Баленсиаге, которого потом всю жизнь считал своим учителем. Из Мадрида он уехал в Париж, где служил в Lanvin, а потом в Нью-Йорк, в Elizabeth Arden. Элизабет Арден как-то посетовала на его слишком затяжной отпуск: мистер де ла Рента всегда производил впечатление человека, для которого жизнь несколько важнее работы.

Два дома в Доминиканской Республике, где он любил собирать гостей, особенно журналистов, пустовали редко. Анна Винтур, которая у него бывала, говорила, что это как путешествовать с президентом: «Он суперзвезда». В его доме в Коннектикуте было спокойнее, но там у Оскара тоже находились интересные дела, например, садоводство и огородничество: «Сад — это еще одна форма творчества и способ поиграть с цветом». Про свои дома он говорил так: «Для меня дом там, где Аннет». Аннет — теперь уже вдова Оскара де ла Рента.

В 1965 году на свет появилась марка Oscar de la Renta. Особенно дизайнеру удавались вечерние и коктейльные платья. «Я правда не знаю, как делать повседневную одежду»,  — признавался он. Зато его платья быстро проторили путь в самые знаменитые гардеробы. Они «были на большем количестве церемоний награждения, чем Мерил Стрип», как однажды пошутил бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Трудно отыскать звезду, которая бы хоть раз не показалась на красной дорожке в одном из его женственных, щедро декорированных платьев. И не было первой леди со времен Нэнси Рейган, которая бы запоем не носила его вещи. Лорен Буш и Хиллари Клинтон были не просто его клиентками, они были друзьями семьи. И вдруг — полное отсутствие интереса со стороны Мишель Обама: необъяснимо. Однажды обычно не склонный к острым политическим высказываниям Оскар де ла Рента даже публично раскритиковал ее слабость к европейскому, то есть иностранному, производителю. Шли годы, холодная война продолжалась: Мишель носила все что угодно, кроме Oscar de la Renta. Но вот наступил поворотный вечер 8 октября, и первая леди появилась на коктейле в Белом доме в одном из его платьев. Это могло быть началом прекрасной дружбы, но стало прощальным подарком.

Фото: Pascal Chevallier/Vogue
Фото: Pascal Chevallier/Vogue

13 октября был объявлен преемник Оскара де ла Рента – Питер Коппинг, до этого пять лет трудившийся креативным директором Nina Ricci. Он тоже придумывает женственные, затейливые вещи, их почерки похожи, просто у Коппинга легче рука. Он, конечно, не такой харизматичный, как его легендарный предшественник, но таких больше и нет. Со вчерашнего дня Oscar de la Renta — это только красивое платье.