Беттина Реймс обожает провокации. Она всю жизнь балансирует на какой-то пограничной и рискованной территории, где кончается глянцевый порношик и начинается modern art, где прекрасная дива при ближайшем рассмотрении может оказаться вполне себе взрослым дядей, а неземной красавец — бывшей девицей с Пляс Пигаль. Реймс не боится шокировать. С первых же шагов ее манило запретное, тайное, о чем не принято говорить в приличном обществе. Но во всем, что она делает, неискореним дух фронды 60-х, сексуальной революции, рок-братства.

Беттина великолепна, когда расплачивается по счетам своей молодости. Но еще больше она впечатляет, когда заставляет платить других. Ведь не секрет, что все ее шокирующие фотографии прекрасно продаются. Что имя ей сделали не только фотографии Мадонны, но и откровенные серии Сhambre close и Morceaux choisis. Сама она не видит особой разницы между коммерческой фотографией и чистым творчеством. «Есть плохие фотографии, а есть хорошие. К тому же наивно полагать, что я могу снять трубку и позвонить Шарон Стоун или Монике Белуччи. “Мы что-то давно не виделись, давай я сделаю твой новый портрет”. Тут же последует вопрос: “Для кого? Для какого журнала?” Значит, по большей части все эти проекты — это чей-то заказ. Без посторонней поддержки и помощи такие съемки невозможны. И я люблю работать на заказ, будь то рекламная компания L’Oreal, портрет какой-нибудь арабской принцессы или подруги русского олигарха. Это всегда мобилизует, дисциплинирует фантазию, заставляя точно укладываться в сроки и бюджет».

Помню, как она рассказывала мне про съемку Мадонны, когда та была на пике славы. Великой поп-звезде понравилась серия портретов Беттины на фоне бумажных обоев. Ее агенты позвонили и сказали, что она хочет себе сделать такой же. Съемки должны были состояться в каком-то третьеразрядном нью-йоркском отеле, где можно было бесплатно оклеить стены обоями. «Жуткое место где-то в Бруклине. Я притащила массу света: ассистенты, менеджеры, осветители… Ну, все как полагается. Мадонна опоздала на два часа. Но это было не самое страшное. Как только ее белый “кадиллак” прикатил к подъезду отеля, началось форменное безумие. Казалось, весь Бруклин, Бронкс и Гарлем собрались под нашими окнами. Люди на улице свистели, кричали, залезали на фонарные столбы. Все хотели увидеть Мадонну живьем. Мне казалось, еще немного — и они разнесут наш отель по кирпичу. Кстати, “материальная девушка” отработала сессию очень профессионально. Фотографии получились очень удачными. А через какое-то время ее ассистентка мне позвонила и сказала, что Мадонна очень хочет со мной поговорить. Я провисела на телефоне минут 15, после чего мне было сказано, что она сама мне перезвонит. С тех пор прошло уже 18 лет, а я все жду ее звонка».       

Сама Беттина предпочитает снимать исключительно женщин. Почему? «Нет, я люблю снимать мужчин, но с женщинами мне как-то легче. Потому что с ними мне не надо думать, как я выгляжу. Потому что, когда я фотографирую, я перестаю быть женщиной. В эти моменты я существо без пола. Больше всего я напоминаю себе дальнобойщика, который должен довести свою фуру до места назначения. Вряд ли в такие моменты я могу понравиться мужчине. А с женщинами я как будто возвращаюсь в свое детство. Мы снова играем с ними в куклы или в дочки-матери. Я их наряжаю или раздеваю, раскрашиваю, причесываю. Им хорошо со мной, а мне с ними. Может быть, поэтому женские портреты у меня получаются лучше».

Новый «английский» проект Беттины Реймс — исключительно женский. Лондонские it girls, модели и девочки из приличных семей собрались, чтобы разыграть перед ее объективом свой последний девичник, оторваться по полной, напомнив еще раз себе и всем, что наша жизнь — всего лишь безумная игра. «У меня был не слишком веселый год, — признается Беттина. — В Париже все было плохо, серо и скучно. Я собрала чемодан и махнула в Лондон. Настоящие эксцентрики и прожигатели жизни могут обретаться только там. Все получилось быстро, легко, между двумя рейсами, двумя фэшн-показами и двумя after parties. Но эта съемка меня здорово взбодрила. Я вдруг снова почувствовала себя дебютанткой, которая когда-то выискивала себе моделей на Пляс Пигаль, с той лишь разницей, что на этот раз мне не надо было объяснять, кто я такая и что мне от них надо. Англичанки меня понимали с полуслова».

Выставка BONKERS! Беттины Реймс пройдет в галерее Camera Work в Берлине с 19 сентября по 29 ноября 2014 года.