Члены комиссии предложили не вводить свободный оборот наркотиков, а начать регулировать их продажу также, как сигареты или алкоголь. Авторы доклада отметили, что государство регулирует многие сферы деятельности: «от употребления алкоголя и сигарет до <...> использования фейерверков, станков и экстремальных видов спорта». Для снижения рисков от наркотиков правительствам стран, считают в комиссии, стоит пересмотреть свою наркополитику.

В организации подчеркнули, что они говорят лишь о частичной легализации. По их мнению, наркотики не должны попасть в руки детей, а «самые сильные и рискованные препараты», типа крэка или дезоморфина («крокодил»), должны по-прежнему оставаться под запретом.

Действующая карательная наркополитика стран, выраженная криминализацией хранения и распространения наркотиков, потерпела фиаско, отмечено в докладе. С 1960-х годов, когда по всему миру начали запрещать различные виды наркотиков, говорят представители комиссии, число наркоманов только выросло. С 2008-го по 2012 год людей, употребляющих наркотики, стало на 18 процентов больше: произошел рост с 203 до 243 миллионов человек.

Комиссия отметила, что а последние годы существенно увеличилось производство различных препаратов, например, с 1980 года в четыре раза выросло производство опиума. В то же время стоимость наркотиков снижается (цена героина в Европе с 1990-го упала на 75 процентов), а его качество наоборот улучшается. Зачастую многие «сильные и рискованные препараты» при этом оказываются доступней «легких наркотиков»

Комиссия предложила изменить странам изменить свою наркополитику на более гуманную. В пример авторы доклада привели результаты стран, которые легализовали марихуану (Нидерланды и некоторые штаты США), а также ряд государств, в которых декриминализовали хранение различных наркотиков или же продвигают тему заместительной терапии.

Комиссию по вопросам наркополитики возглавляет бывший президент Бразилии Фернанду Кардозу. В нее также входит бывший генсек ООН Кофи Анон, который сейчас возглавляет оргкомитет Западно-африканской комиссии по наркотикам. Идеи комиссии поддерживают бывшие президенты Польши, Португалии, Колумбии, Мексики и Чили, а также действующие главы Колумбии, Гватемалы и Уругвая. Нынешний доклад комиссии стал вторым с 2011 года.

Владимир Нужный, нарколог, токсиколог:

О пользе частичной легализации употребления наркотиков сказать очень сложно. Легализованная в некоторых странах марихуана — это абсолютно отдельный разговор. Ее нельзя в полном смысле назвать наркотическим веществом, поскольку она не является средством, вызывающим зависимость. Тем более, в последние годы выявляют все больше позитивных эффектов от ее применения, которые могут помогать в лечении различных видов заболеваний. В отношении других наркотических средств речь может идти только о заместительной терапии для тех больных, которых можно назвать конченными (в том смысле, что им не помогают усилия психиатров и других специалистов). Им при оговоренных определенных условиях выдаются или продаются классические наркотические средства, или заместительные. Все эти меры — от безысходности, поскольку проблема наркомании видится сейчас неразрешимой.

У нас вряд ли пойдут на введение заместительной терапии, хотя разговоры об этом ведутся лет 25. Проблема наркомании не только медицинская, но и социальная, и ее решение напрямую зависит от того, как люди относятся к наркоманам. Наши люди не воспринимают меры, которые были введены в Голландии и в США, поэтому в ближайшее время смена политики в вопросах наркомании в России не представляется возможной.

Насильно вылечить нельзя ни от какой болезни, а уж от наркотической и алкогольной зависимости — тем более. В последнее десятилетие стало ясно, что наркоманию вылечить невозможно. Психотерапия и лекарства дают настолько мизерный эффект, что можно заявить о нерезультативности медицинской наркологии. Например, излечение алкоголика подразумевает не приведение человека к социально приемлемому режиму потребления алкоголя, но лишь полный пожизненный отказ от употребления алкоголя - стоит ему один раз выпить, как он срывается в запой, сколько бы до этого ни воздерживался. С наркотической зависимостью то же самое: излечения, как правило, нет. Наркоманы переходят в другую жизнь, как правило, по собственной воле, в лучшем случае с помощью специалистов — психиатров, наркологов. Понятно, что помещение в места лишения свободы и насильственное лечение — довольно абсурдная вещь. Изолировать таких людей следует только в том случае. когда они абсолютно десоциализированы и наносят вред не только себе, но и окружающим. Говорить о лечении здесь не приходится, это всего лишь временная изоляция от общества.