Самолет Boeing 777-200 потерпел крушение из-за повреждения фюзеляжа воздушного судна большим числом «объектов с высокой кинетической энергией». Эксперты, участвовавшие в расследовании, установили, что техническая неполадка или ошибка пилотов не могли стать причиной падения лайнера. Большое количество маленьких обломков, считают специалисты, говорит о том, что самолет разрушился в воздухе до падения на землю.

Полет самолета, выполнявшего 17 июля рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, проходил в обычном режиме. В последний раз экипаж вышел на связь с диспетчерами из Днепропетровска в 13 часов 19 минут и 56 секунд по Гринвичу, а спустя семь секунд бортовые самописцы прекратили работу. Российские летчики-испытатели предполагали, что из-за мгновенного взрыва пилоты не успели подать сигнал SOS или сообщить о случившемся на землю.

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России:

Этот доклад ничего не значит. Он сделан для того, чтобы отвлечь общественное мнение и дать возможность потянуть время, чтобы все забыли про этот сбитый самолет. В докладе говорится лишь то, что разрушение самолета произошло из-за воздействия внешних факторов. Отсюда можно сделать любой вывод: что в самолет попала ракета или метеорит. Это сказка про белого бычка.

Надо говорить прямым военным языком: в «Боинг» попала ракета «земля-воздух», а не СУ-25. СУ-25 я лично испытывал на полигоне в Волгограде. Этот самолет предназначен для боевых действий по наземным целям, его поток шесть тысяч метров, работать по воздуху он не может, у него нет для этого алгоритма и прицела.

Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа:

Воздействовать на «Боинг» могло что угодно: любая ракета или пушка. Из доклада Нидерландов ничего не следует, кроме того, что это был, видимо, не внутренний взрыв. Я думаю, что это дело рук Украины, потому что ей это было выгодно. Она проигрывала, и ей нужен был ход, который бы переломил ситуацию.

Павел Фельгенгауэр, военный эксперт:

Доклад подтвердил, что самолет сбила зенитная ракета, которая поразила его шрапнелью. В зенитных ракетах есть ударный радиовзрыватель, который подрывает боевую часть на расстоянии 15-20 метров от цели. Боевая часть состоит из ракеты БУК в 70 килограмм, в ней есть взрывчатка и шрапнель — поражающий элемент. Ударная волна поражает цель. Что и произошло. У этой шрапнели, конечно, нет визитных карточек. Кто ее пустил, из доклада не следует. По обломкам, телам и самописцам можно только установить, что разрушение произошло мгновенно, что есть поражающие элементы. Это значит, что разговоры о том, что «Боинг» был сбит самолетом не состоятельны. Чтобы узнать, откуда ракета была пущена и кем, надо, чтобы к расследованию подключились российские власти. Они наверняка знают, кто нажал на кнопку. Но они это делать не будут, так как они продолжают яростно отрицать всякую вину. Что делать неприлично и довольно глупо.

При падении «Боинга» на территорию Донецкой области Украины погибли 298 человек. Среди жертв авиакатастрофы оказались жители Великобритании, Нидерландов, Малайзии, Индонезии. Украинские военные и бойцы Донецкой народной республики обвинили друг друга в причастности к крушению самолета. Высказывалась версия, что лайнер сбил украинский Су-25, однако российские эксперты опровергли эту версию.

На причастность ДНР к крушению судна косвенно указывало сообщение о сбитом транспортном самолете Ан-26, которое штаб непризнанной республики распространил в день падения «Боинга». Время и место крушения пассажирского лайнера и транспортника совпадали. Позднее это сообщение удалили, а о сбитом Ан-26 в ДНР больше не вспоминали.

Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, генеральный директор ЗАО «Авиакомпания Спарк+»:

Попасть в самолет могла любая ракета, пушка, пулемет или осколки ракеты. Как правило, ракета взрывается еще в воздухе, и достаточно нескольких минимальных пробоин, чтобы самолет уже разорвало за счет разницы в давлении. 

Отчет очень скучен, авторы тупо переписывают каждый параметр: двигатели работали исправно, температура топлива была такая-то, давление - такое-то, гидросистема работала великолепно, с системой герметичности вообще все хорошо. Совсем другое дело было бы, если бы они опубликовали телефонные разговоры диспетчеров между собой. Считаете, что там нет ничего особенного? Так дайте нам послушать! Но, видимо, там и скрыта причина крушения. Конечно, диспетчеры здесь абсолютно ни при чем. Они имеют право водить самолет куда угодно: в обход угрозы, для сохранения топлива, чтобы отвести друг от друга. Не думаю, что они сделали что-то специально. Просто украинские военные подкараулили самолет. Это однозначно было не ополчение Донбасса.  

В крушении “Боинга” виновата та сторона, которая мешает расследованию. Самолету запросто можно было обеспечить безопасность, но тем не менее Украина все время повторяла, что она ее не гарантирует. Страна не дала осмыслить, выложить обломки, посмотреть, изнутри или извне были сделаны отверстия, крупные они или маленькие. Комиссию по расследованиям не пускали на место происшествия. Донбасс разве не пускал? Как раз не он - не пускала Украина.  

Однако  такие вещи писать пока нельзя. Пройдет год или два, и все всплывет. А пока, значит, не пришло время. И  говорить об этом сейчас - вешать ярлык на Украину.