Передача девяти военных прошла в ночь на 31 августа на пропускном пункте «Нехотеевка» в Белгородской области, рассказал агентству заместитель командующего ВДВ генерал-майор Алексей Рагозин. «Переговоры были очень непростыми. Однако здравый смысл восторжествовал и все закончилось хорошо», — сказал он.

Во время общения с журналистами генерал подчеркнул, что Россия «не бросает своих». По его словам, российские чиновники с первых минут делали все, чтобы как можно скорее вернуть десантников на родину. Он назвал «неприемлемым» то время, что Украина удерживала солдат. Рагозин отметил, что российские власти сразу же возвращают назад украинских военных, которые переходят в Россию.

«Наши ребята переживают, что так все произошло. Всем им будет оказана необходимая психологическая и другая помощь. <...> Но еще раз хочу подчеркнуть, что мы своих не бросаем. У наших ребят все будет хорошо», — добавил генерал-майор.

Десять российских десантников задержали 25 августа в Донецкой области Украины в 20 километрах от российской границы. В плену оказались военнослужащие 331-го полка 98-й Свирской дивизии ВДВ России. Все задержанные приписаны к войсковой части номер 71211, дислоцированной в Костроме.

Одного из задержанных десантников — водителя-механика Артема Кузьмина — в пятницу, 29 августа, доставили в ожоговый центр Петербурга. Кузьмин вместе с сослуживцами попал под обстрел в Донецкой области, где получил серьезные ожоги. Первоначально его лечили в украинской клинике, а после отправили в Россию.

Министерство обороны России официально не комментировало задержание российских десантников, по одной из версий, чтобы не сорвать переговоры с Украиной. Однако неофициально в военном ведомстве говорили, что бойцы ВДВ во время патрулирования границы «случайно» перешли на украинскую территорию на необорудованном участке. Эту же версию озвучил президент России Владимир Путин. Государственные информагентства при этом широко использовали словосочетание «заблудившиеся десантники».

Костромские десантники рассказали в интервью телеканалу «Дождь», что попали на Украину, когда поехали на учения. Такие сборы, по их словам, в 2014 году проводились регулярно и ничто не предвещало «заварушки» и «передряги», как назвали произошедшее сами пленники.

«Все было, как обычно. Все те же самые ящики с базой: ножи, топоры, пилы, спички. Обычная жизнедеятельность. Ничего не готовилось ни к войне, ни к чему», — рассказал задержанный водитель боевой машины Владимир Савостеев

Когда десантники направились к месту назначения, один танк отстал от военной колонны, из-за чего за ним послали другую машину. Вернувшись на место, где стояла колонна, они никого не застали. Когда машины остановились, чтобы связаться с командованием, по ним начала стрелять артиллерия.

Десантники не смогли предположить, кто по ним стрелял. «Мы начали вместе выбираться, — рассказал Савостеев. — По нам сразу начал работать пулемет. Мы ползли по полю с подсолнухами, если мы чуть поднимали голову — сразу же было видно, что очереди шли, подсолнухи падали, верхушки подсолнухов. В это время работала артиллерия постоянно».

По одиночке или парами солдатам удалось отползти от подбитых машин и укрыться в небольшом лесу. Среди них серьезно пострадал механик-водитель, который получил ожоги. Когда раненому стало хуже, десантники двинулись боевым дозором в поисках помощи. Спустя некоторое время они вышли на украинских военных.

«Меня проводили в их штаб, наподобие сарая. Там были военнослужащие уже с нашивками, но нашивки не наши. И там мне объяснили, что мы находимся на украинской территории, мы находимся в плену», — рассказал Савостеев. После десантников переправили в харьковское СБУ, а оттуда в Киев.

Во время интервью десантники не смогли предположить, предъявит ли им командование претензии за то, что они оказались в плену. При этом один из военных заявил, что больше не хочет служить в российской армии.