1. «Дама с попугаем» Андрея Праченко, 1988

Кадр из фильма «Дама с попугаем»
Кадр из фильма «Дама с попугаем»

Сергей (Алексей Жарков) будто с картинки в «Крокодиле» сошел: перфектный советский денди — в белом костюме, темных очках в пол-лица, с заграничным приемником и дорогими сигаретами (таксист-работяга даже отказывается: «Привыкать не хочу»), представляется кем-то никак не ниже шпиона: «Ну что Париж? Париж как Париж». На пляжном отдыхе дивы в бикини сами клюют на лысеющего мачо, он же неожиданно увлекается хрупкой до прозрачности героиней ленинградской актрисы Светланы Смирновой, сидящей на песке с вязальными спицами и никак не реагирующей на Серегины атрибуты несоветской роскоши. Отпуск закончится, за пределами южного парадиза испарится весь ловеласская роскошь: Сергей-то не плейбой и обладатель важной секретной профессии, а рядовой механик в аэропорту, о дальнем зарубежье знающий только по надписям на фюзеляжах. Но и идеальный муж «не очень-то общительной» дамы с попугаем окажется выдумкой. Но всё как на плакате в Сочи-2014: «Игры закончились — жизнь продолжается», и два одиночества, конечно, найдут друг друга...

В курортном саундтреке звучит «Последний отсчет» группы Europe. А «Бригада С» появляется живьем: юный Игорь Сукачев — обладатель самых хлыщеватых усов СССР — поет «сидит сантехник на крыше, считает выручку дня». Потому что перестройка уже шагает по стране!

Пример соблазнения:

— А ведь вы завтра ту-ту?

— Ту-ту.

— А последний раз в море?

— А рано вставать?

— А традиции?

— А я без купальника!

— А я отвернусь!

— А страшно?

— А не очень!

2. «Три плюс два» Генриха Оганисяна, 1963

Кадр из фильма  «Три плюс два»
Кадр из фильма «Три плюс два»

Приморские игры советской богемы и интеллигенции, развеивающие сомнительный миф о том, что в кино СССР секса не было. Ветеринар (Андрей Миронов), дипломат (Евгений Жариков) и доктор физико-математических наук (Геннадий Нилов) — враги организованного отдыха, разбивают бивак, клянутся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями. Так бы, наверное, и вышло, если бы не появились еще две претендентки на тот же дикий пляж — артистка и дрессировщица хищников, Наталия Кустинская и Наталия Фатеева, секс-бомбы как они есть...

У этого ромкома с математическим названием есть занятный постсоветский двойник: сценарий фильма Сергей Михалков написал по мотивам своей же пьесы «Дикари», а спустя 43 года фильм с таким же названием и на ту же тему — про отпускные романы на пленэре ростовского хорошо замаскированного диссидента: «Едем мы из Милана в Крым, дороги потрясающие — как в Крыму» — разве это не завуалированное издевательство над советским строем? В курортном саундтреке звучит песня «Все говорят, любовь — это яд» в исполнении Аиды Ведищевой и актера Нилова.

Кстати, доступная сегодня версия фильма — одна из двух: в начале 1960-х в избранных кинотеатрах показывался широкоэкранный вариант, смонтированный из самостоятельных дублей, длящийся на 12 минут дольше и по всем параметрам более оригинальный. Так даже титры в широкоэкранном фильме написаны на песке, а в обычно форматном идут на убогом коричневом фоне.

Пример соблазнения:

— У вас спиртику не найдется?

— А вы можете взять духи, доктор!

3. «Путешествие будет приятным» Альберта Мкртчяна, 1982

Кадр из фильма «Путешествие будет приятным»
Кадр из фильма «Путешествие будет приятным»

Еще одно посвящение неорганизованному отдыху и его последствиям. Обладательница гигантских глаз Люда (Светлана Аманова) работает в отделе поставок где-то в Челябинске и собирается на «Ниве» своего ухажера отправиться к Голубым озерам: «По путевке за 24 дня я только в одном Лазаревском просижу, а на машине сколько я объеду!» Но ветреный бойфренд реагирует на «пятое колесо в телеге» — коварную соблазнительницу, и брошенная Люда рискует принять предложение «телефонного» Гены, снабженца из Кокшанска, позвонившего с просьбой о некоем до смерти нужном боксилите, и отправляется к тем же озерам на машине-амфибии, в компании нового знакомца, оказавшегося почти святым человеком...

Сосценаристом фильма выступает Анатолий Эйрамджан, в относительно скором будущем — бог «кооперативных» комедий. В саундтреке звучит «Жди и помни меня» Аллы Пугачевой, а живьем появляется «рок-группа» «Круиз»: в курьезном с нынешней точки зрения эпизоде концерта публика чинно сидит на местах и внимает поучительной песне о том, что «душа обязана трудиться».

Пример соблазнения:

— А вы хотели бы так отдохнуть?

— Хотела, да не получилось.

— Ну так поедем вместе! Выезжайте поездом, а я здесь вас встречу, и дальше поедем вместе.

— Что вы, спасибо.

— А что, Люда, поедем, мне одному скучно, честное слово, у меня палатка есть, ружье, спальные мешки и надувная лодка, отлично отдохнем!

4. «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, 1981

Кадр из фильма «Будьте моим мужем»
Кадр из фильма «Будьте моим мужем»

«Вечно сомненья, тревоги, заботы и вдруг — все позади, а впереди только юг», — поет на титрах Андрей Миронов, который в этой частично и очень ненавязчиво сатирической курортной комедии играет детского врача Виктора. Помог по мягкости характера спуститься на платформу Наталье (Елена Проклова), красивой, но вздорной даме с четырьмя чемоданами и ребенком, а при следующей случайной встрече уже удостоился от нее вынесенного в заголовок предложения — чтобы снять квартиру у хозяйки, которая одинокой женщине с ребенком сдавать южное жилье отказывается...

В саундтреке ничего примечательного, кроме песен на стихи Юрия Ряшенцева, написанных специально для фильма.

Пример соблазнения:

— Ну почему, только увидите мало-мальски симпатичную женщину, сразу все становитесь холостыми!

— Но почему вы решили, что вы мне симпатичны? Кстати, я еще на вокзале подумал...

— Что? Что вы подумали?

— Что женщина не может быть такой агрессивной, особенно в присутствии ребенка.

5. «Любовь и голуби» Владимира Меньшова, 1983

Кадр из фильма «Любовь и голуби»
Кадр из фильма «Любовь и голуби»

«Смотри там, на курортах», — предупреждала жена Надя Василия Кузякина. «Вася, будь осторожен», — светили звезды во тьме черной южной ночи. Напрасно, не прислушался работяга из «Леспромхоза» Вася (Александр Михайлов), не внял и завел курортный роман с эмансипе из отдела кадров Раисой Захаровной (Людмила Гурченко), не устояв перед рассказами об экстрасенсах и гуманоидах. Этот эпизод — лишь часть биографии Василия и часть эпической комедии о русском народе, но такой колоритный, что одного его достаточно, чтобы застолбить «Любви и голубям» почетное место в топе курортных фильмов. В курортном саундтреке звучит пародийное жгучее танго «Мы встретились с тобой на жарком юге».

Пример соблазнения:

— Говорит, не можете больше терпеть? Попробую вам помочь. Привел ее в свой кабинет, раздел, положил на стол, а потом, голыми руками, без всяких острых предметов, раздвинул — там у них какие-то секреты есть, кожа сама разошлась — вынул все внутренности — и в таз! Там промыл их чуть ли не щеткой, прополоскал...

— Ёшкин кот!