Ольге Каптур 30 лет. Ее образование разнообразно: музыкальная школа по классу фортепиано, спортивная школа по классу волейбол, математическая гимназия, мастерская Д. И. Таланкина на факультете режиссуры ТВ и мультимедиа в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им М. А. Литовчина, мастерская А. В. Сиренко на факультете режиссуры кино во ВГИКе им С. А. Герасимова. К сегодняшнему дню в фильмографии Ольги и несколько весьма успешных короткометражных работ, и полнометражный дебют — антитоталитарная сказка «Страна хороших деточек». Ее новый фильм, короткий метр «Подъемная сила» — про мальчишескую игру в самолетики всерьез — участвовал в программе юбилейного 25-го «Кинотавра», а также в российской программе минувшего ММКФ. Онлайн-премьера у нас.

Универсальная профессия. С детства пробовала себя везде, где можно что-то сотворить: пела, плясала, писала стихи, рисовала, лепила, вырезала, ставила школьные спектакли, создавала детскую передачу на местном телевидении, к окончанию школы долго пыталась понять, что за профессия вмещает в себя все мои порывы. Потом приснилось во сне, что режиссер. Пришла, сказала маме. Она, несмотря на свою строгость и прагматичность, ответила: ок, режиссер так режиссер. В итоге я в кино, где можно продолжать заниматься всем тем, что вдохновляет и заставляет забыть о себе.

Бесстрашная молодость. Курсовая работа «Планета летит» во ВГИКе — абсолютный поток сознания, к которому сначала относилась очень болезненно, много рефлексировала, теперь смотрю с большим трепетом, потому что работа живая, честная и, главное, бесстрашная. Чем старше становишься, тем больше творческих страхов, оказывается.

Запрещенные натуры. Дипломная работа «Дотянуться до мамы» снималась долго, с большими приключениями и преодолениями. Снимала я все то, что нам настойчиво запрещали снимать: детей, животных и уходящую натуру. Абсолютно героический был процесс в плане бескорыстной самоотдачи всей группы. В итоге работа случилась и случилась неожиданно очень успешно. Объездила полмира и завоевала кучу призов на наших и международных фестивалях. Люблю эту работу и благодарна ей за невероятный поток обмена энергии со зрителями и за испытание успехом.

Оправданная строгость. После «Дотянуться до мамы» все решили, что я хорошо умею работать с детьми и с животными. Поэтому предлагали много детского кино. Сценарий «Страны хороших деточек» (его автор — Анна Старобинец. — Прим.ред.) мне понравился больше всех, и я не раздумывая согласилась, конечно, не предполагая, с какими, в первую очередь технологическими, трудностями я столкнусь. За два года создания фильма я будто окончила еще один институт — факультет современных кинотехнологий в условиях российской действительности. Отношусь к фильму, конечно, очень критично, вижу в основном то, что можно было сделать лучше, и зашкаливающее количество компромиссов. Однако детям и родителям фильм нравится, более того, в последнее время часто вижу в метро, как дети в айпаде смотрят наш фильм, а недавно ехала в электричке — девочка напевала песню «Страна хороших деточек». Удивительно, но, несмотря на мою самокритичность, фильм довольно успешно живет своей жизнью. Наверное, пытается доказать мне, что я слишком строга по отношению к нему.

Сильная мечта. Мне предложили снять короткометражку для презентации в России нового автомобиля Datsun. Аббревиатура ДАТ расшифровывается как dream, access, treatment. На эти слова трем режиссерам необходимо было снять три короткометражки. Я выбрала слово Dream. Так и появился сценарий короткометражки «Мечта», которая позже была переименована в «Подъемную силу». Хотелось придумать название, которое не так напрямую передает смысл, но при этом имеет в себе некую энергию, с которой фильм начинается и которой будет пронизан до самого конца. Так и появилась «Подъемная сила» — это технический термин, который в контексте нашего кино приобретает метафорический смысл.

Но вообще-то это фильм о мечте.

Большие взрослые. Детей, как всегда, долго и нудно выбирали. А взрослые актеры (Елена Лямина, Тимофей Трибунцев, Николай Дупак. — Прим. ред.) — мои любимые потрясающие актеры, которых я хочу снимать всегда и везде, которым я доверяю и которые меня вдохновляют своим талантом. Вообще люблю работать с актерами, всегда наслаждаюсь этим процессом более всего остального. Когда есть вдохновение от труда, проблем не замечаешь.

Детская природа. С детьми работать с каждым разом все легче, это правда. Приемы, конечно, нарабатываются. Но универсальных не существует. Очень индивидуальная природа у каждого ребенка, и к каждому совершенно разный подход нужен. Самое главное, что я поняла: в работе с детьми нужно быть готовой каждую минуту придумывать бесконечное количество новых и новых приемов.

Нужные балконы. Съемки проходили в обычной квартире. Самое важное было найти подходящие балконы. Много факторов пришлось учесть: и высоту, и длину, и отсутствие застекления, и отсутствие сталинского пафоса. В итоге после долгих, нервных поисков наши отчаянные второй режиссер и директор картины Лена Леви и Наташа Пугачева просто нашли дом с подходящими балконами и пошли по квартирам, звонили в каждую дверь и спрашивали, можно ли у них снять кино. Хотя, наверное, они спрашивали как-то более изысканно и обаятельно, потому что в итоге мы снимали в двух квартирах в одном доме на нужных нам этажах с нужными нам балконами. Девочки тогда совершили просто чудо, потому что съемки были на грани срыва.

Бумажная эскадрилья. У нас в фильме мальчик запускает бумажные самолетики с балкона 16-го этажа. Запускает очень много раз. С учетом дублей мальчик запустил около 300 самолетов. Все они были необычной формы и совершали в воздухе фигуры высшего пилотажа, а затем долго и красиво планировали вниз. Во двор школы, во двор детского сада через дорогу, на проезжающие автомобили, к ногам сидящих на скамейке бабулек, на головы прохожих, в стаи голубей. Ученики младших классов сразу заметили приземляющиеся сверху бумажные самолеты, и урок физкультуры превратился в соревнования по запуску и ловле самолетов. Воспитанники детского сада, вышедшие на прогулку, заставили воспитательницу сорвать голос в попытке остановить их. Они лезли на забор, на дерево, под машины, на крышу игрушечных поездов и домов, лишь бы поймать опускающиеся на них планеры. Дети визжали, казалось, на весь район от охватившего их восторга, бабульки крестились, машины сигналили, а голуби черной тучей взмывали в небо. И главное, никто из них так и не смог понять, откуда прилетают все эти самолеты. Дети долго стояли с поднятыми вверх головами, но снизу было невозможно разглядеть маленькую фигурку мальчика на 16-м этаже.

Возможные ограничения. Люблю короткометражное кино. Заставляет мыслить ясно, просто, лаконично. Заставляет ограничивать хаос мыслей и оставлять только самое нужное. Бюджет фильма — 1 200 000 рублей примерно. Я точно не знаю, мне трудно да и неинтересно за этим следить. Отношения с продюсером хорошие были. Спасибо, что не вмешивались в творчество.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].