СЗа последние несколько недель с вами случились две скандальные истории: одна с уже снятым фильмом «Отдать концы» на студии Алексея Учителя, а другая с еще только готовящимся кино про возвращение Крыма?

Нужно отмотать события назад и рассказать всю историю моих отношений с мастером — Алексеем Учителем. Он пять лет учил меня режиссуре, был единственным человеком, который поддержал меня, когда я сдавала диплом во ВГИКе, увидел в моем выпускном фильме зерно, которое заставило меня поверить в себя и отправить фильм на Каннский фестиваль. Если бы у меня не было такой поддержки с его стороны, я бы этого не сделала. Он был единственным человеком, кому я доверяла, кто делился со мной миром кино, брал за ручку и буквально тащил туда. После этого я без каких-либо сомнений согласилась снимать картину на студии Алексея Ефимовича Учителя.

СЧто изменило ваши отношения?

Ситуацию с ног на голову перевернула история с фильмом «Отдать концы». Я подчеркиваю, что я благодарна Алексею Ефимовичу, который был продюсером этой картины. Но эта история закончилась тем, что киностудия «Рок» подала на меня в суд. Я бы очень хотела поговорить с Алексеем Ефимовичем об этой ситуации, но он, к сожалению, не берет трубки. Меня обвинили в сливе фильма в интернет, что я поддержала каких-то непонятных пиратов, дав ссылку на кино на своей странице «Вконтакте». Честно говоря, по-человечески я была очень рада, когда увидела, что в первый уик-энд фильм собрал в кассах 7 тысяч рублей, а по ссылкам в сети его посмотрело более 4 тысяч человек. Фильм «Отдать концы» вышел в прокат в рамках фестиваля «Другое кино» всего на восьми копиях. В прокате его показали так мало, что люди, пытающиеся разобраться в этой ситуации, до сих пор меня спрашивают, когда фильм выйдет.

На меня сейчас повесили все пиратство в интернете, что я сейчас являюсь первым зачинщиком, что я слила картину в интернет. Кинокомпания хочет, чтобы я вернула все деньги от потери продаж и проката в размере, в два раза превышающем мой режиссерский гонорар. По неофициальным данным, фильм в прокате собрал 400 тысяч рублей, а с меня хотят взыскать сумму в пять раз больше. Но дело не в цифрах, а в отношении продюсеров к дебютантам. Оно построено на том, что дебютанты настолько сильно горят своим материалам, что готовы работать на любых условиях, закрыв глаза на все, лишь бы фильм был снят.

СПочему вы дали ссылку на фильм в соцсети?

Я просто посчитала своим долгом сделать репост ссылки на кино в интернете. 

Но я единственный человек, который волновался о судьбе картины, переживал и мечтал донести эту картину до зрителя. На уровне проката этого сделать не удалось. У меня не было полномочий, чтобы решать, кому давать картину в прокат, а кому нет. Когда фильм спустя неделю появился в интернете, я сообщила об этом студии «Рок», и в этом вопросе мои волнения поддержал прокатчик. Но студия «Рок» не нашла свободного времени, чтобы  решить эту проблему, на тот момент всех устраивало, что фильм лежит  в интернете. Мне было не важно, сколько денег мы заработаем на этой картине. Мы участвовали в съемке авторского кино, это был не блокбастер, и было ясно, что студия с самого начала не рассчитывала на этом кино заработать деньги. Интересы были другие, и только теперь я понимаю какие, если учитывать, какой приз я получила в Каннах за свой фильм «Дорога на». Я доверилась во всем продюссеру, с которым меня связывали многолетние студенческие отношения. И только теперь была внесена ясность, благодаря всему происходящему вокруг меня абсурду, что в кино нельзя никому слепо доверять. Это всегда игра двойных стандартов. История с обвинением меня в пиратстве случилась одновременно с тем, когда в СМИ появилась информация о том, что мы собираемся снимать кино про Крым.

СВокруг вашего нового проекта про возвращение Крыма тоже уже разгорелся скандал. Расскажите эту историю.

Вокруг проекта возникла страшная неразбериха, и дело приобрело пропагандистский душок. Факт, который действительно имел место, — это наше обсуждение с продюсером кинокомпании Avatar Films Анатолием Сивушовым создания проекта на упомянутую тему и моего возможного в нем участия. Потому что меня, как и миллионы людей, волнует эта тема, как режиссер я вижу реализацию ее только в настоящей человеческой истории. В истории, где прежде всего будет говориться о настоящих человеческих ценностях, которые будут существовать во все времена и вне политики — это ценности любви, дружбы, товарищества, отношения поколений. Если говорить конкретно о главном герое, то это подросток, которому намного важнее первый поцелуй, первая любовь, чем политическая ситуация в том городе, где он живет.

СВы сами подали заявку с этой идеей или вам предложили?

Студия собиралась подать заявку в Министерство культуры, но со сроками мы опоздали и нас перенаправили в Фонд кино. Сейчас мы работаем над заявкой, в том числе над главной идеей и даже названием картины. Рабочее название “Домой” скорее всего будет изменено. 

САвтором сценария будет Сергей Шаргунов? Вы уже с ним работали?

Я хорошо знакома с прозой Сергея, очень уважаю его рассказы, которые как раз чувственные, человечные, близкие и понятные мне. Мы договорились писать этот проект с привлечением членов моей съемочной группы, в том числе с моим оператором, сценаристом и звукорежиссером, которые работали  над моими предыдущими картинами «Дорога на» и «Отдать концы». Это значит, что картина будет создана в том же ключе, в котором я работала ранее. Я ни в коем случае не собираюсь предавать своих зрителей и зрителей вообще. Я человек, несущий ответственность за свое творчество.

СКакое у вас личное отношение к ситуации в Крыму?

Про свое личное отношение к ситуации в Крыму я подумаю, стоит ли говорить. Иначе это позволит сделать неправильные выводы насчет того, о чем будет кино. А пока еще нет сценария, забегать вперед не стоит.

СFacebook отреагировал на эту новость резко негативно. Александр Расторгуев назвал вас «новым именем проституции в российском кино». Как вы относитесь к тому, что вас и кино начали критиковать еще до появления фильма?

Случилось обидное недопонимание и отсутствие со стороны Александра Расторгуева попытки разобраться в ситуации объективно. Меня обвиняют в продажности, в путинской пропаганде. Надеюсь, что он познакомится со мной как человеком и все его сомнения отпадут сами собой.

СЛогика обвинений простая: если фильм про Крым и будет снят на государственные деньги, значит, это будет госпропаганда и ура-патриотизм.

Если я правильно понимаю ситуацию в современном кино, то 90% картин финансируется государством. Но никто, например, не кидает камни в фильм «Географ глобус пропил», который я очень люблю, за то, что он снят на государственные деньги. Когда начали обсуждать планируемый фильм в СМИ и в сети, меня даже не спросили о референсах, на что это кино будет больше всего похоже. Вы смотрели фильм «Мечтатели»? Там же удалось режиссеру избежать политики. Я же не говорю, что мой фильм будет похож на открытую пропаганду. Я ориентируюсь на что-то более изящное: «Кабаре», «Мечтатели», «Ночной портье». От себя же не уйдешь, я режиссер авторского кино, и даже если бы я захотела снять «Ленин в Октябре», это все равно бы не получилось. Вышло бы что-нибудь свое, с абсурдом, юмором и хулиганством.

СКрым — это сейчас важная история для российской политики. Как вы думаете, насколько сильно будет контролироваться процесс создания фильма государством?

Будет ли давление со стороны государства? Это был первый вопрос, который я задала продюсеру. Он меня целиком и полностью успокоил. Просто так случилось, что в Министерстве культуры была утечка информации, и мы вдруг оказались первыми активными деятелями в теме Крыма. Но это же тоже не так! Коллеги-режиссеры только и говорят, как хотят работать над этой темой. Называть их имена здесь было бы неправильно, но тема Крыма летает в воздухе. Я просто мечтаю вернуться машиной времени назад и настучать по рукам тому, кто напечатал о нас первую статью.

Комментарий Алексея Учителя:

Во-первых, расследование по делу о пиратстве инициировала не студия «Рок», а специальная организация по авторским правам, которая обнаружила размещение на адресе у Таисии картины, которая должна еще была идти в прокате. Есть закон о пиратстве, по которому работает эта организация. Я даже не хочу обсуждать детали, суд все выяснит. Если Таисия хочет поговорить со мной, она знает, где находится студия «Рок», где меня можно найти. По телефону я не хочу выяснять с ней отношения. Все идет официально, она уже была в суде и все знает о процессе.

Таисия подложила и студии, и своей картине ужасную мину, которая испортила судьбу этой картины. Зачем она сделала это, непонятно. Она мне сделала очень больно. Это очень грустная история. Я не знаю, что было у нее в голове и зачем она вывесила картину. Если виновата не она, то суд найдет виновных. Таисия наверняка хочет, чтобы вокруг этой истории было больше шума. Мне кажется, что девушка, к сожалению, заболела звездной болезнью.