Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Борис Акимов: Что нам делать с русской кухней?

Я встретился с Виктором Майклсоном, главой одного из российских подразделений международной организации Slow Food International. Майклсон считает, что возродить традиционную русскую кухню уже невозможно. Да и не нужно — вместо этого на ее базе надо создавать новую русскую гастрономическую культуру

Иллюстрация: Игорь Скалецкий
Иллюстрация: Игорь Скалецкий
+T-

Виктор Майклсон — заведующий кафедрой социальных и коммуникативных технологий РГГУ, глава коммуникационного агентства. Несколько лет назад он узнал о существовании Slow Food International. Долгое время сочувствовал. А прошлым летом решил присоединиться. И теперь активно пропагандирует идеи Slow Food International в России. Эта международная организация с отделениями в 132 странах борется с фастфудом, поддерживает местных «экологических» производителей, гастрономические традиции и вообще всячески делает культ из вкусной и полезной еды. Мимо такого явления он, естественно, пройти не мог. Майклсон рассказал мне, как работает Slow Food International и что нам делать с русской кухней.

 

Чем занимается Slow Food в России

Сегодня в России существует шесть отделений Slow Food International. Конвивиум «Улитка», главой которого я являюсь, занимается тремя направлениями деятельности — поддержка и продвижение локальных производителей, программа по сенсорному обучению детей и взрослых и кинопоказы кулинарных фильмов. О каждом из направлений чуть подробнее...

Помощь местным производителям

Мы занимаемся поиском местных производителей и устраиваем им в ресторанах презентации совместно с шеф-поварами. На них они рассказывают о своих продуктах. В чем выгода? Для производителя — понятно: он получает выход на аудиторию, получает выход на потенциальных покупателей, партнеров. Для ресторана это лишний информационный повод, чтобы люди пришли. Потому что рассылки про новое меню или скидки мы все чаще воспринимаем как спам. Если же это презентация какого-то нового локального продукта, российского, не только российского, но локального продукта, совмещенная с мастер-классом, это уже интересно. Почему карпаччо из свеклы было придумано не в России? Это же наш продукт, мы должны были это сделать. Давайте сделаем карпаччо из редьки, из брюквы. То есть давайте делать то, в чем будут использованы российские продукты. А мы со своей стороны готовы заниматься пиаром этого движения.

Возрождение русской кухни или создание новой

Нужно создавать что-то совершенно новое, как сделали в свое время в Англии. Там 15 лет назад нельзя было есть местную еду. Она была чудовищна: какие-то несъедобные соусы, бульоны, вареная говядина, картошка... Овощи они готовить не умели, все перепаривали. Это было похоже на советскую, скажем, министерскую столовую. Затем на туманном Альбионе случился кризис с бешеными коровами, общество развернулось в сторону сельского хозяйства, и была создана практически с нуля новая британская кухня. Когда я пару лет назад был в Лондоне, мне сказали, что появились магазины английской еды, английские рестораны, появились просто прилавки с английским сыром. Откуда они взялись? Англичане говорят: это наши английские традиционные сыры. То есть они выстроили, создали свою кухню заново. Она, безусловно, базируется на каких-то традициях, культуре и так далее. Но это все по сути новое. Нам тоже надо создать новую сущность. И тогда, когда к нам будут приезжать иностранцы, нам будет куда их вести, кроме ресторана «Пушкин». Нужен повар или группа поваров, которые займутся этим проектом. Как это делать, я знаю. Не будучи поваром, не будучи гастрономом, я очень хорошо себе представляю сам бизнес-процесс. И эта кухня будет шествовать с триумфом по всей планете, будут в Нью-Йорке русские рестораны, в Лондоне, повсюду. Просто надо начать!

Что такое сенсорное образование

Советская власть уничтожила всю бытовую культуру. И ее надо вернуть. Если с высокой культурой у нас вроде не все так плохо, то с бытовой культурой все ужасно. Поэтому наше второе направление — сенсорное образование. Что это такое? Это курсы для детей, которые направлены на развитие чувств – обоняние, вкус и т. д. На Западе такое образование не новинка, это было, причем давно. Моя мама в 20-е годы ходила в детский сад во Франции, и их учили, что такое «горькое», «сладкое», «кислое», «соленое». Правда, эти знания ей не очень пригодились в Советском Союзе. Мы взяли курсы, которые были разработаны в Италии, русифицировали их и создали образовательную программу. Это интерактивное обучение, как любят делать сейчас на Западе: попробуй это, попробуй то, что ты почувствовал, почему почувствовал... Далее показываем слайды или просто объясняем: «Вот это произошло потому-то, рецепторы работают так-то. А теперь зажми нос, попробуй еду, не чувствуя ее запаха. Ты понимаешь теперь, насколько важно, чтобы нос всегда был чистый?» И так далее. Самое забавное, когда мы эти программы тестировали, у меня, у взрослого человека с каким-то гастрономическим опытом, сенсорика была на чудовищном уровне! Потому что все убито русской едой, комплексными обедами. А дети потрясающе чувствовали вкус. Просто на зависть взрослым.

На какие средства существуют Slow Food International

Эта организация похожа немножко на «Гринпис» или на WWF, то есть там есть штат, есть свои спонсоры. В частности, довольно большую часть бюджетов дает регион в Северной Италии, где расположен головной офис Slow Food. Точнее, давал довольно много денег до кризиса. Также Slow Food получает иногда и спонсорские деньги — например, за использование экспертного потенциала и соответственно логотипа в виде улитки. То есть если организуется какая-то фермерская ярмарка, то мы осуществляем проверку продуктов и даем им свой логотип, который по своей смысловой нагрузке очень похож на советский Знак качества. Тогда люди, которые приходят на этот рынок, точно уверены, что это качественные продукты. Мы хотели бы делать это и в России. Не сегодня, не завтра, может быть, со временем. Фермерские рынки у нас есть, но другое дело, что нас туда совершенно не приглашали, и на них по-прежнему продаются иногда ватные, иногда не очень ватные помидоры, которые везут из-за тридевяти земель.

 

Комментировать

Комментарии

54-110 из 113 комментариев
Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    12:06  18.10.09
Николай, я отвечу

Национальная кухня -- это не набор блюд, а очень понятные  и рациональные принципы и традиции. Вот что характерно для народной русской кухни.

1. Изобилие природных продуктов -- дичь, рыба, ягоды, грибы, мед. Понятно отчего.

2. Страна северная, холодная. Поэтому корнеплоды -- репа, редька, бурак. Поэтому изощренные способы длительного хранения продуктов -- моченья, соленья, квашение, вяление, сушение. Отсюда и знаменитые русские закуски.

3. Блюда из цельных круп (каши) -- полезно, вкусно, и зачем лишние усилия на дробление и перемолку зерна.

4. Способ приготовления вокруг печи -- вереные и пареные (печеные) блюда. Жарение на углях пришло с татарами и не очень-то прижилось.

Итак, вот вам отсюда и классическое зимнее меню:

- квашеная капуста, моченая морошка, соленая рыбка

- щи на грибном бульоне

- тушеная дичь с пареной репой, каша 

- взвар из сушеных ягод и мед, медовуха, брага

А вот оливье, водка, котлеты -- это от лукавого, масонские происки 

Николай Злобин
Николай Злобин    16:11  18.10.09

Это совсем другой вариант русской кухни:)!

Елена Казьмина
Елена Казьмина    16:27  18.10.09

А в чем он - другой? Я, например, очень люблю гречневую кашку (рассыпчатую или с грибами), щи из квашеной капусты (или из свежей), яблоки печеные с вареньем). Мой папа, буквально повернут на соленьях - квашеная капуста, огурчики - чем не русская кухня?

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    17:33  18.10.09
Неметчина!

Вы с папой  "повернуты" на швабских незамысловатых харчах -- зауэркройд, варенье... джем еще скажите.

А щи канают только если вы их лаптем хлебаете. Или в крайнем случае -- через край.  Если ложкой -- все, обуржуазились.

Все попрали.. все базовые ценности

Елена Казьмина
Елена Казьмина    17:55  18.10.09
Немецко-русские Буржуа

Здрасьте Вам! А кто говорил про то, "что характерно для русской кухни" (см. предыдущий пост А. Шмарова - п.2) -  квашение, соление?

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    19:50  18.10.09
Я говорю!

В этом и парадокс. "И гений, парадоксов друг"

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    17:24  18.10.09
Да, это другой -- правильный! -- вариант

Все остальное -- фармазонщина, неметчина и и совдепия

Михаил Михайлин
Михаил Михайлин    19:13  19.10.09
Шмаров, садись, пять

как знаток и крайний любитель русской кухни ответственно заявляю.

классическая, правда, выработалась к концу 19 века и представляла из себя прекрасную смесь чисто русской (то, что ты перечислил), южнославянской и блюд разных европейских. Блюда из китайских, кстати, прижились вполне.

вот это все и было уничтожено. остались пельмени, холодец, и квашеная капуста.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    19:16  19.10.09
именно!

   только это еще хорошо если пельмени, холодец, и квашеная капуста

у меня дом в деревне - местные соседи едят картошку и вареную колбасу. это все. Есть, правда, один приличный хозяин - вот у него пельмени, холодец, и квашеная капуста и еще неокторое количество имеется.  а так повально картошка с колбасой   

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    22:26  19.10.09
Пельмени -- Китай
Саша Рязанцев
Саша Рязанцев    13:45  18.10.09
Так и не понял, есть ли она, НРК?

Братья родные, все же не понял есть ли она, НРК, или ее нет. У меня вот по национальному признаку постоянно спрашивают а как она, эта НРК. Что едим, что пьем. Вспоминаю про водку. Ну пельмени типа. Вареная картошка. Фарш, завернутый в капусту (то есть голубцы). Ну еще может парочку блюд найду, если натужусь маленько.

Но как то воображения людского эти блюда никак не разжигают, как это делают примеры блюд итальянских, французских, японских, тайских, да даже "современных английских" корней.

Николай Злобин
Николай Злобин    16:12  18.10.09

Я об этом же....

Елена Казьмина
Елена Казьмина    16:29  18.10.09

Саша, а Вы вместо Японии, на следующий год лучше к нам, проведать родную столицу, приезжайте, загляните в "Ермак" - ресторан русской кухни - там и наливки, и дичь и много всякой всячины - тогда и поймете, что НРК - есть! Кстати, советую обратить внимание Slow Food Int на ассортимент данного заведения, если, они, действительно захотят популяризировать русскую кухню.

Николай Злобин
Николай Злобин    16:15  18.10.09

Я не знаю, честно говоря

Виктор Майклсон
национальная кухня.

Андрей, твои выводы удивительно совпадают с тем, к чему мы пришли в слоуфудовском блоге... именно свойственные региону продукты и способы приготовления... ну а пельмени, котлеты , уж тем более, оливье - чужие и чуждые наслоения...

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    21:18  18.10.09
Прикольная история -- дрейф пельменей.

От Китая с кочевниками: с гуннами до Италии, с татарами до России

Юрий Брисов
Юрий Брисов    13:11  19.10.09

Я давно являюсь поклонником направления Slow food. Не знал, к своему стыду, ни о международной организации, ни о Российском отделении. Я более 8-ми лет занимался клубно-ресторанным бизнесом и с удовольствием вступил бы в ваши ряды. Сейчас, ни одного подшефного ресторана нет, так что, если только в качестве волонтера могу пригодиться :). 

На тему региональных продуктов и способов приготовления у нас завязалась интересная полемика на Блоге Тото Дарча, которая переросла и в мой Блог. В результате нашей полемики родилась идея эксперимента. При информационной поддержке проекта СНОБ, два давних и хорошо известным подписчика СНОБА едут в Якутию открывать ресторан региональной кухни. Для этого уже есть база и команда, осталось только заручиться поддержкой СНОБа и может быть, Ваша организация тоже примет в этом участие.

Если у Вас найдется минутка почитать мой сегодняшний блог , там эта идея расписана более подробно. Интересно Ваше мнение.

Виктор Майклсон
Виктор Майклсон    15:30  19.10.09
Slow Food

Юрий, спасибо за интерес. Давайте встречаться. мой мейл michaelson@commgroup.ru.

Ресторан в Якутии - абсолютно в русле наших интересов. Я был в Якутске в декабре 2003 года (в рамках проекта Открытая Россия. Менея угощали местной кухней, впечатление сильное. 

Давайте продолжим диалог.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    17:31  19.10.09

   Виктор, а вы про спасение гусей в Суздале сышали? Просто на меня вышли еще какие то люди из Slow Food. И вроде не ваши )) Такое может быть?   

Виктор Майклсон
Виктор Майклсон    23:53  25.10.09
Про гусей

... конечно, слышали... мы работаем всместе, просто занимаемся разными вещами... наш конвивиум "улитка" - образовательнымит проектами, другой "КУовчег" - биоразнообразием (сохранением вымирающих пород и т.п.). Мы поддерживаем друг друга, естественно.от на прошлой неделе я участвовал в программе Средний класс на НТВ -рассказывал про слоуфуд - и там возопил о помощи по поводу гусей! смотрели передачу миллионы (НТВ)... но отклика нет!

Виктор Майклсон
Ермак

Елена, спасибо за приглашение - были бы рады делать что-то вместе с Ермаком, ну например, презентации местных поставщиков, производителей... если есть возможность - свяжите меня с ретсораном, будем вместе делать доброе дело!

Виктор Майклсон
Американская кухня...

... конечно, есть... давайте вспомним, что многие продуты пришли к нам из америк... я даже не говорю про картошку, но тыква, индейка...

Кстати - у Америки есть замечательный национальный праздик - День благодарения, когда вся страна готовит нациньные блюда - фаршированную индейку, тыквенный пирог... нам бы такое... ну хотя бы на 7-е ноября! )))))

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    13:53  19.10.09
Индейка -- единственная ценность

Которая вторична и меркнет на фоне утки (гуся) с яблоками

Николай Злобин
Николай Злобин    14:25  19.10.09

Добавить к американской кухне можно многое еще - от мяса бизона до орехового масла, от кукурузы до картофельной кожуры

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    14:29  19.10.09
Нет, Николай, это лишь блюда. А системы нет...

... китайской мешанины, японского лаконизма, средиземноморского жизнелюбия, русской природности... Плоская эклектика...

Николай Злобин
Николай Злобин    14:33  19.10.09

А должна быть система? В каждой семье (селе, городе, районе, области и т.д.)  во всех больших стран едят по-своему. И про систему не думают. В Луизинане кухня сосем другая, чем в Канзасе или Массачусеттсе. В Якутии или Архангельске едят по другому, чем в Тульской области или в Челябинске 

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    14:37  19.10.09

1. Системе безразлично, думают ли о ней ее отдельные элементы.

2. Якутия -- это не русская кухня вовсе: оленина, конина, строганина...

3. Советская кухня (то, что мы имеем сейчас) -- тоже совсем не русская, это как совесткий этнос и русский домонгольский -- две большие разницы

Николай Злобин
Николай Злобин    15:17  19.10.09

Тогда опять возвращаемся к моему изначальному вопросу - что есть русская национальная кухня и есть ли она?

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    15:21  19.10.09
Есть, я же выше ответил

Просто мы о разных этносах говорим -- я об арахаичном исконно русском, а вы -- о современном, находящемся в фазе обскурации и распада, а потому неинтересном, ни как этнос, ни как кухня (пардон за апологию Л. Гумилёва)

Николай Злобин
Николай Злобин    15:29  19.10.09

сейчас мы можем начать спорить о том, что такое архаичное исконоое русское :)

Это Древний Киев или Казань? Эрзя или вятичи? И т.д.

Можем спорить о том, что находится в в состоянии распада, но все же еще существует, или о том, что уже давно не существует, поэтому и не находится в состоянии распада :))

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    15:37  19.10.09
Я строго ответил на четкий вопрос:

что есть русская кухня? Таковая имманентна русскому этносу периода подъема (15-18 века). Нынешнюю кухню русской уже назвать нельзя, она советская.

Николай Злобин
Николай Злобин    15:40  19.10.09

То есть, допетровская кухня

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    15:45  19.10.09

Да, пожалуй это корректно. Петр привнес очень много западного, которое, конечно, ассимилировалось, обрусело и получило у нас свои аналоги: импортная селедка стала совершенно русским блюдом после выхода к Каспию (залом) и Балтике (салака, атлантическая селдь). Но стерлядь, как ни крути, посконнее будет

Максим Сырников
Максим Сырников    17:31  19.10.09

А беломорская сельдь, например знаменитая соловецкая, которую монахи на Соловках с XIV века ловили - она недостаточно посконная?

А печорская сельдь?

Даже особые сорта беломорской сельди  были, по размерам - "егорьевская" - мелкая и  "ивановская" - крупная.

Лет за четыреста до Петра селёдку солили и ели.

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    17:38  19.10.09
Ну да, ну да...

Хорошо, пусть будет не селедка. Пусть лабордан -- против нашей поморской трески

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    17:22  19.10.09

   Я не согласен. Русская кухня существоввала до 1917 года точно. Я могу продолжить приводить цитаты из русской художественной литературы - только по ним (если даже не обращаться к какой то специальной литературе) совершенно очевидно, что кухня не просто была - она победоносно шагала. Бежала по стране. Но после - советская власть, ужасающая экономическая и социальная ситуация в стране - и все было уничтожено. Вся бытовая культура, так называемая культура повседневности. В том числе, конечно же, и гастрономическая культура.   

Николай Злобин
Николай Злобин    17:30  19.10.09

Дажэе, если это и так, то в любом случае, ее уже давно нет. Как, скажем, досоветского русского языка, моды или бытовой культуры. Это музейный экспонат

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    17:42  19.10.09
Совершенно верно!

Нет, утратили, остались лишь отдельные реликты

Николай Злобин
Николай Злобин    08:27  20.10.09

а реликты изучает какая наука?

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    11:05  20.10.09

   Николай, очень хочется еще раз подчернкнуть - национальная кухня - это не статический набор блюд или гастрономических ритуалов. Это живая история - она развивается, такой живой организм. Но жить он может только тогда когда есть некоторое "тело кухни" - некий фундамент. Так вот этот фундамент русской кухни безусловно существует (советская власть здание кухни разрушило, а фундамент все-таки устоял) - нужно просто его немного укрепить - и дальше тут же она начнет разиваться и меняться, начнется строительство нового здания. Как живет и развивается любая национальная кухня.   

Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    11:19  20.10.09
Очевидно, реликтоведение
Андрей Шмаров Андрей Шмаров
Андрей Шмаров    17:41  19.10.09
Существовала -- онемеченная и офранцуженная.

А совдепия не все изгадила. Например, широкое знакомство со среднеазиатской -- ее заслуга

Анатолий Волков
Анатолий Волков    07:21  19.10.09

у меня ощущение, что в этой теме 2 проблемы - пищевой бизнес с производными культурололгического свойства и здоровье... продукты едой становятся только , если конкретный человек съедает конкретный продукт (от которого и помереть может)... какая проблема обсуждается?

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    11:17  19.10.09

   главное  - это: какая именно русская кухня и как именно может стать тем, что называется национальная гастрономическая культуру? не музейная - а живая   

Анатолий Волков
Анатолий Волков    13:50  19.10.09
т.е. - "средняя температура по больничке"?
Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    19:05  19.10.09

   ну сейчас такая температура - это шлак из супермаркета   

Анатолий Волков
Анатолий Волков    23:16  19.10.09

ну и бог им в помощь

Николай Злобин
Николай Злобин    14:26  19.10.09

Это и был мой вопрос + есть ли она в России?

Николай Злобин
Николай Злобин    14:29  19.10.09

Можно ли чситать национальной рухней - например, русской, - просто то, что едят в большинстве своем россияне? А не выдумывать что-то книжное и несуществующее?

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    17:29  19.10.09

   

Россияне едят колбасу с картошкой. Не все, конечно. Но процентов 80  - пожалуй. Это точно не кухня. Живой русской кухни, кухни, которая была естественной частью жизни обывателя - ее нет. Сейчас нет - но это не значит, что ее не может быть. Наоборот - я убежден, что она обязательно должна появиться/возродиться (это уж второй вопрос что именно она сделает). Но без этого ни о какой культуре повседневности говорить нельзя. Нет кухни – нет бытовой культуры.   

Николай Злобин
Николай Злобин    17:32  19.10.09

Борис, здесь я с Вами позволю себе не согласиться. В условиях глобального мира возродить что-то сугубо этническое, по моему, можно только в этнографических заповедниках 

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    17:50  19.10.09

   я специально написал "появиться/возродиться" - потому что совершенно не уверен, что речь должна идти о возрождении - в этом смысле, мне кажется, что пример Виктора Майклсона с кухней английской - очень уместный   

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    18:03  19.10.09

   речь идет о том, что сейчас мы прибываем в состоянии гастрономической катастрофы. и появление национальной кухни (в каком виде - вот это уже отдельный вопрос) - это путь к преодолению этой ситуации    

Владимир Жуков
Владимир Жуков    19:15  19.10.09

Борис, как то слишком пафосно "катастрофа", " уже не возродится", "реликты" - не похоже на Вас! Что то сродни вопросу - осталась ли в мире НАСТОЯЩАЯ любовь! И спор, какая она- НАСТОЯЩАЯ.

О нашей кухне надо как то теплее, по дружески, по домашнему.

Типа, а ты кладешь в щи, уже разлитые в глубокие тарелки и заправленные сметанной, резанные соломкой солённые грузди?! Нет, пренепременно попробуй!  Что... ?!  Тебя бабушка приучила забеливать сливками! Ну знаешь.... 

И т.д. 

 Пусть даже и  утратилось многое (ОЧЕНЬ ЖАЛЬ), но согласен с Максимом,  того чего осталось, на несколько кухонь хватит. С лихвою.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов
Борис Акимов    19:21  19.10.09
ладно буду мягче! )

   У меня дома она вполне себе жива!

сегодня вот даже мясо кабана привезли. буду готовить   

Николай Злобин
Николай Злобин    17:56  19.10.09

Мне тоже этот  пример понравился

Николай Злобин
Николай Злобин    19:19  19.10.09

Борис, а Вам не кажется, что попытка восстановить сегодня этническую кухню в России напоминает попытки некоторых радикальных групп найти "этнически чистого русского", что не просто невозможно, но и крайне вредно?

Теги: еда, русская кухня, Борис Акимов
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое