Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Матвей Осколков-Ценципер, 19 лет

Уиклиф, Брайтон, Лондон  

СКто решил, что вам нужно поехать учиться в Англию?

Я не очень понимал, что я хочу делать. Илья (Илья Осколков-Ценципер — отец Матвея. — «Сноб») решил, что мне нужно поехать учиться в Англию, и я сказал: о’кей, поеду в Англию. Это был 2010 год. Родители меня привезли в школу и сказали: ну, ты сам теперь потусуйся, а мы поедем домой. Я был фрустрирован и не понимал, что происходит.

ССколько вам было лет, когда вы уехали?

16 — я только закончил 11-й класс школы №57 в Москве.

СВ какую школу вы попали и как там все выглядело?

Первый год я проучился в школе, которая называлась Уиклиф-колледж — такое достаточно среднее училище. Там не особо учили: я ничего не делал и, несмотря на это, считался лучшим учеником. Наверное, дело в том, что меня хорошо учили в московской школе, а английская программа до их 10 класса — совсем низший уровень.

СКакие там были дети и какие с ними складывались отношения?

В комнате я жил с немцем по имени Лукас Пойк. Он хотел управлять пассажирскими самолетами, поэтому каждую ночь перед сном взлетал на симуляторе рейсом Лондон — Нью-Йорк, потом ложился спать, а утром сажал свой самолет. Британская система так устроена, что перед университетом нужно проучиться три года в обычной школе или два года в школе с A Level. В середине года я начал делать A Level в другой школе, которая назвалась Брайтон-колледж, а потом переметнулся туда.

СЭто в Брайтоне?

Да. Про город Брайтон есть шутка the best thing about Brighton is leaving, то есть самое приятное в Брайтоне — это покидать его. Этот достаточно большой город — столица дедов, бабушек с детьми и музыкантов — и правда не самое веселое место. В смысле учебы там было пожестче: в этой школе все, по-моему, куда-то поступают.

СПочему именно эта школа?

Родители наняли специального человека, который нашел место, куда нужно поступать в Англии, и он сказал, что эта школа самая лучшая. Были какие-то критерии, по которым мы выбирали школу и которые придумал Илья: не очень религиозная, не очень традиционная, совместное обучение мальчиков и девочек. Это была самая лучшая школа из совместных.

СМожете описать тамошнюю жизнь и какие-то ее особенности?

Жизнь там была очень особенная: я просыпался утром, шел на уроки, возвращался в комнату и засыпал.

ССкука?

Я всю свою жизнь в Англии воспринимал как дзенский монастырь. Ты приезжаешь в Москву, получаешь какую-то информацию, потом уезжаешь в Англию, как-то ее обрабатываешь, потом возвращаешься снова. Там было много времени, чтобы подумать, много времени, чтобы сидеть в интернете и что-нибудь исследовать, много времени, чтобы играть в компьютерные игры. В общем, я поступил в эту школу и собирался хорошо учиться — делать пять разных предметов, что обычно делают только китайцы.

СЧто значит «делать пять предметов»?

Ты выбираешь сколько-то из всех возможных предметов, курсов. Я выбрал дизайн, историю, математику, высшую математику и физику. Через два месяца я понял, что дизайн — это урок труда, где учат, как обращаться со станком, обрабатывать дерево и из какого пластика делать игрушки. Через два месяца я подписал бумажку о том, что не хочу больше этим заниматься. К середине года я бросил историю и остался с математикой и физикой — таким я был техническим шизом. Через год я решил, что физика тоже неинтересная. Первое время мне очень нравилось — там было что-то про звезды и частицы, потом механика, а потом началось про матрицы в фотокамерах, поршни и машинные двигатели. К тому же я отправил personal statement (это типа CV) в университет и знал, что почти все университеты, куда я подал документы, принимают русский как один из вступительных экзаменов (по иностранному языку), чем я не преминул воспользоваться. Так что к середине второго года я сдавал две математики и русский.

СРасскажите про учителей и тех, с кем вы там учились.

Если сравнивать с 57-й школой, то мои учителя оттуда были ангелы, а учителя в Англии — просто чуваки с улицы. Все-таки 57-я школа — особенное место. Хотя я думаю, что, если тебе попался хороший учитель в России, ему будет менее все равно, чем хорошему учителю в Англии. Наверное, если ты тут идешь в учителя, ты это делаешь, потому что тебе не все равно.

СВ смысле там они формально делали свою работу и ничем не интересовались?

В 57-й учителя хорошие не только потому, что хорошо знают свой предмет, но потому что знают, чему учить детей, чтобы они стали хорошими людьми. А тем учителям скорее нужно было — хотя, возможно, это связано с тем, что школа нацелена на натаскивание детей в университет, — чтобы ты сдал экзамен и валил восвояси.

СА ученики?

Было много китайцев. На второй год я жил с двумя китайцами в комнате. Один был из Гонконга, второй — из Шанхая. Тот, который из Гонконга, целыми днями учился — если не считать моментов, когда он ходил со своими китайскими друзьями играть в баскетбол или футбол. В итоге он поступил в Кембридж на психологию, что довольно круто. Как все ученики из Гонконга, он достаточно неплохо знал английский язык — в отличие от соседа из Шанхая, который не смог поступить ни в один из хороших университетов, потому что не набрал нужный балл по английскому. Он был смешной чувак: все время смотрел аниме и собирал какие-то сомнительные карточки. Ему приходили гигантские посылки с «Амазона», а внутри — одна карточка.

СВы себя странно чувствовали во всем этом?

Должен сказать, что с китайцами легче жить, чем с какими-то другими людьми. Просто потому что их можно попросить тебе не мешать, и они не будут тебе мешать. Они тихие — тихие задроты. Было ли это странно? Не знаю. Первые года полтора я вычеркивал дни и ждал, когда вернусь сюда, потому что там было не очень весело. Но потом я как-то привык, и все оказалось не так плохо.

СВы как-то рефлексировали о том, что это все зачем-то нужно, или просто смирились с тем, что вас туда отправили родители?

Для умственного и эмоционального развития это было очень полезно: меня засунули в какую-то неловкую ситуацию, где я совершенно чужой. Плюс ко всему в России я учился среди людей круга моих родителей, а в Англии, конечно, гопоты не было, но все равно люди попадались разные.

СК русским было какое-то специальное отношение?

В Брайтоне ходила легенда, что наш директор мистер Кернс больше не ездит в Россию набирать студентов, потому что русские — скорее проблема, чем польза для школы. Считается, что русские не умеют учиться, и это недалеко от правды: в моей школе не было русских, которые хорошо учились.

СКак вы думаете, с чем это связано?

Русские против системы. У всех русских есть ощущение, что система не может помочь, а только портит жизнь. Поэтому тебе нужно постоянно бороться с ней. Учителя не помогают тебе сдавать экзамены. Это чуваки, которые мешают жить.

СЧто было после школы в Брайтоне?

Я сдал экзамены и поступил в Лондонский королевский колледж. В дипломе у меня будет написано, что я бакалавр математических и философских искусств. Я изучаю два предмета — математику и философию: в семестр мне нужно делать четыре модуля, два по одному предмету и два по другому. Например, в последнем семестре по философии у меня были вводный курс метафизики и современная философия, а по математике — матанализ и введение в абстрактную алгебру. Меня дико штырит от того, как все это звучит.

СИнтересно?

Математика чуть сложнее, чем я ожидал, и мне не очень нравится, как ей учат. А философия очень нравится. Это такое образование вообще — оно учит думать.

СТак же скучно, как в Брайтоне?

Ну, это Лондон, и там, конечно, повеселее. Друзей у меня особо нет. Тусоваться я не очень люблю: меня пугают большие скопления людей. Странным образом у них нет такого способа времяпрепровождения, как посидеть в кафе или баре. Есть рестораны и пабы. Я не очень люблю ни то, ни другое, плюс ко всему в общественных местах у них нигде нет интернета. Здесь ты можешь прийти в кафе с ноутбуком и пить кофе, а там такого нет. Ну и, похоже, англичанам не очень нравятся приезжие.

СВ чем это выражается?

Они страшные снобы.

СА вас вообще воспринимают как русского?

Нет, меня все принимают за немца или американца. У меня американский акцент: я начал учить английский в 4 года с американскими студентами. Но русского во мне никто не узнает. Как все этнические группы, русские общаются друг с другом. А я ни с кем не общаюсь, поэтому меня везде принимают за немецкого фрика.

ССколько вам еще учиться?

Два года.

СА потом?

А потом я вернусь сюда.

СТам не хотите остаться?

Точно нет. Я даже могу объяснить почему. Там такое устоявшееся общество, где все есть и никому ничего не нужно. Ты никак не влияешь на ландшафт, на поведение людей. А здесь каждый раз я приезжаю и вижу, что что-то меняется. У меня здесь друзья, с которыми мы пытаемся придумать какие-то истории — в смысле работы той или иной степени прибыльности. Плюс ко всему там невозможно работать не по специальности, в отличие от России. Не знаю, куда идут люди, которые окончили университет по специальности математика и философия.

СЕсли вам тут интереснее, тут друзья, тут, как вы сами говорите, вам лучше, не проще вернуться?

Когда я уехал, я не понимал, кто я. А когда вернулся через год, я уже был сформировавшимся человеком и чего-то про себя понимал. Я помню, как менялся каждый год, там я придумал себе персонажа, которым являюсь сейчас. И я не уверен, что это получилось бы здесь.С

Wycliffe College — школа-пансион для мальчиков и девочек от 2 до 18 лет в двух часах езды к западу от Лондона.

Brighton College — одна из самых престижных британских школ для иностранцев, занимающая первые позиции в рейтингах и получившая множество наград.

King’s College London — один из самых старых университетов Англии. KCL признан одним из лучших университетов мира и занимает седьмое место среди европейских вузов по версии Times.

 

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Вера Трофимова, 13 лет

Марбург

СКогда вы уехали и сколько вам тогда было лет?

Мне было 11, а сейчас мне 13 и два месяца. Это было в конце августа.

СВы сразу пошли в школу?

Нет, я сначала две-три недели побыла дома.

СВы говорили по-немецки?

В Москве я учила его четыре с половиной года, но не так интенсивно, как здесь, конечно. Сначала я пошла на курсы для приезжих и проучилась там, наверное, месяц. Это было не очень трудно, потому что одна из учительниц была русская.

СБольшая группа?

Нас было человек 10-11. Две девочки из Африки, два или три мальчика из России и стран СНГ, трое из Хорватии, моя подруга из Польши. С ней мы пытались говорить на смеси немецкого, русского и польского. Это было довольно смешно: я пыталась как-то понять, что я хочу ей сказать, и объяснить ей, чтобы она меня поняла. И у нее то же самое. Она год учила русский, а польский немного похож на русский, так что у нас немножечко получалось.

СПосле курсов вы пошли в обычную школу?

Да, но там была не очень хорошая атмосфера. Это была школа для не особенно способных детей, и с друзьями у меня там не сложилось. Дети не хотели взять меня в класс.

СВы себя чувствовали изгоем?

Ну, не очень приятно мне было. Наверное, это и в русских школах бывает, когда ты не самый крутой. Через полтора месяца моя учительница по французскому сказала, что я могу перейти в гимназию. Перед рождественскими каникулами я пошла в гимназию в мой нынешний класс. Там мне пытались помочь. Перед каникулами в последние дни все меня спрашивали: «Ну, ты останешься, останешься?» Это мне очень помогло вселиться в этот класс. Мальчикам, конечно, было все равно, останусь я или нет, но это неважно — мне нужно хотя бы несколько друзей, которые меня поддерживают. Я сказала, что останусь, и все меня стали обнимать.

СВ Москве вы учились в 91-й школе. Как там было?

Хорошо. Я очень люблю и любила моих учителей.

СКогда вам сказали, что вы уедете, что вы почувствовали?

Я боялась. Я знала об этом и раньше, но сказала классу в последний день.

СКак устроен ваш школьный день?

В Германии шесть уроков каждый день. Первые два урока спаренные, потом перемена 20 минут, потом опять сдвоенный урок, потом перемена, урок, маленькая перемена и еще один урок. На 7-м уроке я ем в школе, а на 8-9-м уроке я занимаюсь хором.

СВ чем разница между гимназией в Марбурге и 91-й школой?

У нас тут есть библиотека. То есть в 91-й школе тоже была библиотека, но в ней никто не сидел. Там просто берешь нужную книжку, а потом возвращаешь. А тут библиотека — это место, куда ты идешь на перемене и читаешь. Туда можно прийти распечатать что-то на компьютере, есть место, где можно полежать. Для детей, как я, есть специальные уроки немецкого.

СНа каком языке вы думаете?

Как когда. Сейчас по-русски, а так по-немецки. На первых порах у меня еще иногда английский лез в голову.

СПо чему вы скучаете?

По лучшей подруге, по моим бабушкам и дедушкам.

СА где вам больше нравится?

Трудный вопрос, потому что и там, и там хорошо.

СА если вам придется выбирать, вы где бы остались дальше учиться?

В Германии. Потому что больше маневров. Мы сейчас живем в городе, где очень много университетов, и рядом есть место, куда я хотела бы поступать.

СЭто куда?

Я хочу стать ветеринаром.

СА когда вы должны вернуться?

Через год.

СВы ждете этого?

Я жду встречи с подругой, но мне бы, может, больше хотелось, чтобы она сюда приехала. Я не знаю, думают ли одноклассники про меня или нет. Я не думаю о том, хочется мне этого или нет.

СВ школе есть еще русские?

У нас пять русских в классе. Потому что многие переехали сюда, как стало возможно уехать.

СПосле истории с Крымом что-нибудь изменилось?

Когда я сказала, что мои родители не считают это чем-то хорошим, одна русская девочка из моего класса сказала: давай поменяемся родителями. Я сама не думаю, что это к чему-то хорошему приведет.С

Elisabethschule — гимназия имени Св. Елизаветы с гуманитарным уклоном. В школе пять параллелей — это одна из самых больших школ в Марбурге.

 

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Апполинария Броше, 19 лет

Париж

СГде вы учились в России?

Я закончила 1520-ю гимназию в Москве, потом поступила в Строгановку. Но через полгода решила, что это не совсем то. У меня мать русская, а отец француз, так что я всегда думала о том, чтобы поступить в университет где-нибудь в Париже.

СА что не устраивало в Строгановке?

Я совершила глупость — пошла на архитектуру, интерьер и дизайн. Но там не учат думать объемно, только дают технику. В Строгановке еще тот совок, хотя некоторые кафедры очень сильные. Сейчас я понимаю, что совершила глупость, не пойдя на керамику — в России очень сильная техника, потрясающие печи. Это очень ценят за границей, и стоило воспользоваться такой возможностью в Москве. Но чего уж теперь говорить.

ССколько вы там проучились?

Полгода. Я хотела учиться в L'école nationale supérieure Beaux-Arts de Paris — высшей школе искусств в Париже, но не подходила по возрасту. Поэтому сначала нужно было поступить на двухлетние подготовительные курсы, которые называются prepare, — что-то вроде колледжа. Начала искать и наткнулась на один из лучших подготовительных колледжей в Европе. Называется он Atelier de Sèvres. Я приехала в апреле, поступила, и меня, слава Богу, сразу взяли на второй курс. На первом идет только база по рисунку, нет ни гравюры, ни керамики, ни инсталляции, ни видео. А второй курс очень сильный и, если у тебя уже есть какая-то база, ты можешь очень хорошо развить свой талант.

СВ чем разница между образованием тут и там?

В России очень сильная классическая база. В Beaux-Arts очень многие жалуются, что им не хватает классической базы по живописи и керамике. Потому что концептуальное искусство, которое появилось тут в 1970-х, очень мощно все разрушило. Большой плюс Ecole des Beaux Artes в том, что первые три курса ты можешь учиться всему, чему ты захочешь. В России все наоборот: ты заканчиваешь школу и должен сразу понять, что хочешь делать дальше. А ребенок с 16 до 19 лет не всегда соображает, кем он хочет быть. Это очень грустно, я часто слышу от своих друзей и знакомых: «Я потратила год и поняла, что это не мое, что я зря поступила и зря потратила время». И начинается депрессия. Мне кажется, лучше всего сначала поучиться за границей, а уже потом получить базу в России. Думаю, я хотела бы через два года приехать в Россию и поучиться там, хотя не уверена, что в Строгановке.

ССколько вам еще учиться?

Я сдала экзамены в Beaux-Arts, и результаты должны быть на следующей неделе. Можно проучиться три года и писать диплом на третьем курсе, но это не полный masters. Полный — это пять лет, и я бы воспользовалась пятью годами, потому что институт очень сильный и можно попробовать многое.

СГде бы вам хотелось жить и работать?

Работать здесь. А вот жить, скорее, в Москве, которая мне ближе и роднее Парижа. Тем более сейчас пошла хорошая волна перемен, в которых молодежь как-то участвует.

СВ Москве?

Ну да. То есть, с одной стороны, конечно, все жалуются и говорят, что в России плохо и нужно уезжать. Стоит уехать и понять, что нужно вернуться назад, чтобы что-то делать и менять. Потому что, если все свалят за границу и останутся тут жить, все завянет. Мне кажется, в Москве очень хорошие возможности для молодых — если говорить про работу. В России художников, работающих в области современного искусства, можно по пальцам пересчитать. А за границей их тысячи — конкуренция большая.

СКакая разница между вашими сверстниками там и тут?

Очень большая. В Москве я общалась со своими ровесниками, а здесь я общаюсь с людьми намного старше, и мне кажутся ровесниками люди 28–29 лет. А мои ровесники — люди, которые живут в большом облаке. Французам свойственна инфантильность, и длится она очень долго. А у нас очень рано начинают волноваться за свое будущее, стараются поскорее отскакать институт и устроиться на работу. Здесь очень долго учатся, долго вливаются и устраиваются, и это происходит не раньше 25 лет.

СВы себя скорее чувствуете француженкой или русской?

Русской. У меня папин нос, очень французско-выраженный, и фамилия. Акцент у меня несильный, и меня не всегда отличают. Но имя редкое, и все начинают спрашивать, кто я, откуда. Я себя чувствую больше русской. Отец мой тоже обрусел хорошенько. И они с мамой так любят Россию и нам с братом с детства это прививали.С

Atelier de Sèvres — художественный колледж, подготавливающий к экзаменам в международные высшие учебные заведения.

L'école nationale supérieure Beaux-Arts de Paris (ENSBA) — Национальная школа изящных искусств в Париже. Престижнейшее и старейшее (основано в 1648 году) учебное заведение.

 Читайте дальше: Учиться за границей-2