В законопроекте о нецензурной брани в фильмах предлагается не выдавать прокатные удостоверения лентам, в которых звучат матерные выражения. Кроме того, в нем говорится о запрете на показ кинокартин без прокатных удостоверений.

В Минкульте предложили не вводить обязательную выдачу прокатных удостоверений на зарубежные фильмы, которые показывают на международных теле- и кинофестивалях. В ведомстве пояснили, что это технически трудно выполнимо, поскольку на выдачу удостоверений уходит до 10 рабочих дней.

Кроме того, для показа на фестивалях в страну ввозят одну копию, которую после возвращают правообладателю. Однако одним из условий выдачи прокатных удостоверений является предоставление копии фильма в Госфильмофонд или в Российский государственный архив кинофотодокументов.

В министерстве также заявили, что не считают необходимым выдавать прокатное удостоверение для однократного телепоказа фильма российского или зарубежного производства.

Законопроект о запрете мата в кино, спектаклях и книгах в декабре 2012 года внесла на рассмотрение Госдумы группа депутатов во главе с председателем парламентского комитета по культуре Станиславом Говорухиным. За использование нецензурной брани в произведениях искусства авторы документа предложили ввести штрафы. В апреле 2013-го проект приняли в первом чтении. Второе чтение, как следует из карточки законопроекта, пройдет в апреле 2014 года.

Александр Сокуров, режиссер:

Для меня вопрос о том, стоит ли запрещать мат в кино, выглядит смешным, просто потому, что русское сквернословие в публичном исполнении — это просто неприлично. Это неприлично для культурной среды и для художественной формы самовыражения. Это выходит за пределы культурной формы жизни. Но это вопрос личной культуры каждого художественного автора. Что касается мата в англоязычных фильмах, то нецензурная лексика на английском не идет ни в какое сравнение с нашей. Наше сквернословие, его широта и разнообразие, по сравнению с английским — это просто океан и космос.

Юрий Кара, режиссер:

Это некоторое отступление от закона о свободе слова, и есть другие примеры того, как мы могли бы решить вопрос о матерных словах в кино — хотя бы то, как он решается в других странах.

Вообще-то я против мата в телепоказах и в фильмах для широкого показа, на которых могли бы присутствовать дети, но на мой взгляд, в прокатном удостоверении просто должна стоять печать, говорящая, что фильм содержит ненормативную лексику. В Америке, например, во время телепоказов фильмов, когда персонаж открывает рот и по артикуляции понятно, что он произносит матерное слово, вместо звука тишина. Мы могли бы ввести другие ограничения — показывать фильмы в отдельных кинотеатрах с жестким отсевом молодежи до 16 или до 18. Продюсеры со временем сами поймут, что фильмы с матом не окупаются, и они будут следить за тем, что они выпускают.

Иногда художники говорят, что без мата они не могут в своем фильме обойтись. Я считаю, что в нашем богатом языке всегда можно найти достойные заменители. Любопытное наблюдение: на фестивале «Кинотавр» в последние годы фильмы без мата не получали премий. Иногда призерами становятся хорошие фильмы, иногда же люди, прикрывая убогие фильмы названием «авторское кино» и тем, что они вставляют несколько нецензурных выражений, сразу же становились эдакими революционерами, открывающими что-то новое. Хотя то, что они делали, просто было способом спасти бездарную картину. Когда я поделился этим наблюдением на одной телепередаче, на меня накинулись, мол, я не понимаю авторского кино. Да все я понимаю: есть кино хорошее и плохое, а авторское — бывает Фон Триер и Тарковский, остальные же, кто пытается подделаться под них, просто жулики от кинематографа.