Александр Роднянский, продюсер:

«Двенадцать лет рабства» — сильная картина талантливого режиссера, но я для себя в ней особых откровений не нашел. А открытием 2013 года для меня стал фильм Альфонсо Куарона «Гравитация». Он принадлежит к новому поколению фильмов, рождающемуся на наших глазах. «Гравитация» сочетает в себе индивидуальную авторскую интонацию, уникальность режиссерского почерка и визуальную аттракционность современных больших фильмов. Раньше эти тенденции было трудно представить в одной работе. А сейчас мы видим немыслимо притягательное зрелище, не позволяющее ни на секунду оторваться от того, что происходит в кадре, — это с одной стороны. И уникальный авторский фильм с одним героем, пытающимся на протяжении полутора часов выжить, — с другой. Гуманистический пафос этой картины — сегодняшний эквивалент хемингуэевского «Старика и моря». Куарон сделал историю про выживание человека и поиск внутренних ресурсов этого выживания в бесконечном космическом пространстве, где маленькая фигура болтающегося над Землей человека выглядит совершенно ничтожно.

Для отечественного кино 2013-й был годом возрождения жанрового кинематографа, очень успешного в прокате: «Метро», «Легенда №17», «Елки» и, простите, «Сталинград», к которому я имею отношение. Наличие пяти-шести разножанровых фильмов, то есть не только комедий с известными лицами, говорит о том, что русский кинематограф, набив множество шишек, старается овладевать популярными жанрами. Из кинематографа авторского сегмента я бы выделил фильм «Горько». Это современное явление: молодой человек снимает дебютную картину практически на фотоаппарат. Персонажи точно соответствуют реальности, в которой мы обитаем, а сюжет легко и эффективно бросает нас из смеха в слезы. Я и дальше буду следить за картинами Жоры Крыжовникова.

Успехи в сегменте мейнстримного кинематографа — свидетельство здорового состояния индустрии. Несколько фильмов 2013 года будут жить достаточно долго, возвращаясь на экраны кино и телевизоров.

Кирилл Разлогов, киновед, программный директор ММФК:

Выбранная в фавориты американскими кинокритиками картина «Двенадцать лет рабства», конечно, находится в первой строчке списка. В той же степени, в какой она находится на последней строчке американских фильмов в российском прокате, поскольку фильм практически не собрал зрителей. Это подтверждает мою идею о возрождении социалистического реализма на Западе и его смерти у нас.

Я бы безусловно выделил «Жизнь Адель» и изобразительно очень интересную «Гравитацию». В отечественном кино я бы отдал предпочтение картине Константина Лопушанского «Роль». Но и она в нашем прокате не очень хорошо прозвучала. С точки зрения зрителя интерес заслужили фильм «Сталинград» и «Легенда №17».

Ситуация сложилась интересная, потому что в течение года и в США, и в Европе, и в России появлялись картины, совершенно не похожие друг на друга. А для киноиндустрии нет ничего хуже однообразия.

Константин Богомолов, театральный режиссер:

Я не смотрел картину-победителя, выбранную американскими кинокритиками. И почему-то не уверен, что лично мне она будет интересна. Я не очень осведомлен в новинках 2013 года, потому что уже долгое время нахожусь в Европе, а здесь все фильмы дублированы на язык, которым я не владею. Умудрился только нового Триера посмотреть на английском, но не могу сказать, что крайне впечатлен. Поэтому я бы свой выбор остановил на «Жасмин» Вуди Аллена. Аллена я всегда нежно любил, поэтому все его картины принимаю с интересом. А самым трагическим кинособытием 2013 года для меня стала смерть Алексея Балабанова.

Андрей Чадов, актер:

Среди русских — «Географ глобус пропил», ну и, естественно, «Оттепель». Если брать западное кино, то мне очень понравилась «Гравитация». Я на этот фильм сходил три раза, он развлекательный, но история там очень человеческая. Сделан профессионально. «Великий Гэтсби» очень неплохой, сняли четко по книге. Жалко, конечно, что никто из наших на «Оскар» не попал.

Даниил Дондурей, киновед, главный редактор журнала «Искусство кино»:

Мне бы хотелось рассказать про русское кино. Здесь каждый в своей категории преуспел. Есть медийные истории, здесь для меня «Горько» — основной лидер. У «Сталинграда» тоже есть свои достоинства: он технологически продвинут и хорошо продается в мире. То есть мы показали, что можем делать фильмы, которые могут нравиться и зрителям, и директорам кинотеатров, и даже администрации президента. А есть фильмы, которые открывают новые смысловые пространства, и здесь можно выделить «Интимные места». Есть средние фильмы арт-мейнстрима — квазисоветское кино, здесь лидер, естественно, «Географ глобус пропил». К сожалению, нет хорошего авторского кино, и поэтому, совершенно справедливо, русское кино не берут на большие кинофестивали.