Виктор Геращенко, экс-глава Госбанка СССР и ЦБ РФ:

Сумма вклада до 700 000 рублей покрывается Агентством по страхованию вкладов. Даже если банк создан недавно и еще не заплатил определенную сумму с привлеченных денег, вклады до семисот тысяч гарантируются государством. Если у вас миллион, то сделайте два вклада в двух разных банках и будете safe. Если же у вас миллиарды, взявшиеся неизвестно откуда, то это ваши проблемы. Обокрали население и страну на миллиарды — их и потеряете, и нечего с ума сходить.

Когда банковская система создавалась, депутаты сделали большую глупость. Мы предлагали сделать как на Западе, чтобы Центральный банк давал или не давал лицензию на создание банка в зависимости от многих факторов. Например: каков минимальный капитал, откуда он, что за люди создают банк, имеется ли у них банковский опыт или они просто считают, что банк значит прибыль, и т. д. Но Дума посчитала, что такого не нужно.

Насоздавали более 3000 банков. После 1998 года многие рассыпались по разным причинам, в основном из-за своей слабости, из них осталось 1400 или меньше. Но Центральный банк по-прежнему занимается только регистрацией. У ЦБ есть подразделение, которое отслеживает работу банков, но они не могут, например, пойти и проверить, если что-то почувствовали. Осуществляются только плановые проверки, потому что в иных случаях это признается вмешательством в дела банка. В общем, глупостей полно.

Господин Задорнов, занимавший в 1998 году должность министра финансов, был виноват в тогдашнем кризисе в первую очередь. А сейчас он, видите ли, дает советы из банка ВТБ24, занимающегося только частными лицами.

Александр Лебедев, предприниматель:

Сейчас сотни российских банков в принципе не могут осуществлять банковскую деятельность, они занимаются чем-то другим: обналом и просто мошенничеством. А есть банки, где владельцы присваивают средства клиентов. Из 250 банков, у которых отобраны лицензии, за последние 7-8 лет практически все были намеренно обанкрочены. Оборотни в погонах все это дело крышевали. Я как журналист расследую это дело, и мне те самые бандиты из органов в прошлом году прислали проверку, какой не было еще в истории банковской системы.

Кризис тут ни при чем, а ЦБ выполняет свой долг, который при прошлом руководителе не выполнялся. Банки, где украдены деньги клиентов, нужно проверять. Банкиры в случае мошенничества должны сесть на скамью подсудимых, а деньги возвращены. Если ЦБ хочет вернуть деньги из-за границы, нужно создать международную организацию, которая будет этим заниматься.

Без всяких прогнозов понятно, что среди 50 крупнейших банков есть те, в которых выведены значительные деньги, украдены и положены в карман владельцев. И с ними будут проблемы. Если сейчас все это будет очищено, то отлично. Можем продолжать не обращать внимания на бандитов. Тогда еще миллиард долларов украдут, и однажды все лопнет еще громче.

Александр Винокуров, предприниматель:

Центральный банк — лучший контролер, и я уверен, что они отозвали лицензии потому, что ситуацию нельзя никак улучшить. Список проблемных банков никто раскрывать не будет, чтобы не поднимать панику. Иногда, чтобы не допустить кризиса, контрольным органам приходится даже врать, чтобы экономика не лопнула. Сложно рассчитывать, что ситуация в экономике будет улучшаться, но пока что у руководства нашей страны должно хватить ресурсов чтобы не допустить развала банковской системы.

Вкладчикам неблагонадежных банков нужно сократить размер депозитов ниже размера гарантированных выплат и ни о чем пока не беспокоиться. Вся эта ситуация связана в большей степени с экономикой. В этой сфере больше всего чувствуется приближающийся кризис. Почему банки попали в такую ситуацию? Я не верю, что лицензии у них отобрали, потому что в руководство пробрались сволочи. Скорее всего, они выдали кредиты, которые впоследствии не вернулись. Люди и предприятия просто не возвращают деньги банкам.

Неделю назад приостановился рост цен на недвижимость. Если какой-то банк кредитовал девелопера, а он не может выплатить деньги, — это тоже может быть одна из причин. Когда экономика растет, все ошибки банкиров нивелируются, в сложные времена на деньги не попадают только профессионалы, и проявляется это прежде всего в кредитном секторе.

Андрей Заостровцев, экономист, профессор НИУ ВШЭ:

Тренд отзыва лицензий у банков явно усиливается. Чтобы знать, что к этому привело, надо быть инсайдером и находиться внутри системы. Эльвира Набиуллина могла бы ответить на этот вопрос, но она ничего не скажет. Но совершенно очевидно, что при прошлом руководителе Центробанка Cергее Игнатьеве такие процедуры проводились в единичных случаях и не касались крупных банков. На компенсацию вкладчикам ликвидированного Мастер-банка потребуется не менее 30 млрд рублей. Это очень значительная сумма, при условии что весь фонд Агентства страхования вкладов составляет около 185 млрд рублей.

А чтобы обезопасить свои вклады, нельзя складывать в один банк более 700 тысяч рублей. Больше вкладчик не может сделать ничего. Разве что выбирать более крупные банки. Процент там, конечно, ниже, но это закон рынка: чем ниже риск, тем ниже и доходность. Крупные банки находятся под эгидой государства. Допустить их обрушение — значит допустить крах всей банковской системы, это имело бы серьезные политические последствия.

Игорь Юргенс, экономист, президент Института современного развития:

Я бы не испытывал никакой истерии по поводу дальнейшего отзыва лицензий у банков. Первая десятка банков, в которой Сбербанк, ВТБ24, «Альфа-банк», «Уралсиб» и другие, находится в совершенно устойчивом положении. Вклады величиной до 700 тысяч рублей можно разместить в любом банке, дополняя их и паевыми инвестиционными фондами, и государственными пенсионными фондами, и содержанием денег на разрешенных и зарегистрированных налоговой инспекцией счетах за границей. А подавляющему большинству населения это вообще не интересно — о своих вкладах беспокоится верхний средний класс и более богатые люди, это 2% населения. То есть они уже обладают достаточным количеством финансовой компетентности, чтобы грамотно разместить свои деньги. В любом случае у тех, кто сомневается, есть возможность зайти на сайт соответствующего банка, спросить у банкиров, обратиться за советом в Ассоциацию российских банков, бюро кредитных историй или, в конце концов, в Департамент защиты прав потребителей самого Центрального банка. Все можно спокойно выяснить.