1. Выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы» в Театре на Таганке по 18 января

Проект, открывший юбилейный год Театра на Таганке, вызвал неожиданный скандал. Не стоило бы акцентировать на нем внимание, если бы эта актерская буза (в каком-то извращенном смысле верная традициям неспокойного, фрондерского театра) не оказалась парадоксальным подтверждением удачности «Попытки альтернативы». Ее автор художник Ксения Перетрухина входит в возглавляемую режиссером Дмитрием Волкостреловым «Группу юбилейного года», цель которой — вернуть жизнь в опустившийся после ухода Юрия Любимова легендарный театр. На выставке, согласно путеводителю, объектами стали тексты, написанные на стенах театра. Но точнее будет сказать, что объектом выступает сам театр, по воле художника обнаженный, лишившийся «мемориальных» афиш и фотографий, но примеряющий на себя роль музея современного искусства и предлагающий посетителям прогулку с комментариями. На мой вкус, это очень красивый — в своей строгости и аскетичности — проект, давший театру новое дыхание — почти буквально, стены ведь и вправду задышали и заговорили. Потому то, что творилось на открытии, меня изрядно удивило. С другой стороны, Перетрухина — выдающийся театральный художник (среди важнейших событий года два спектакля с ее сценографией: «Три дня в аду» Дмитрия Волкострелова и «Сказка про то, что мы можем, а чего нет» Марата Гацалова, и выставка «Репетиция свободы» в ММСИ), который все время выводит зрителей из «зоны комфорта». Потому что покой, о котором так мечтают некоторые, — это смерть для искусства.

Я пришел на открытие выставки во время выступления Вениамина Борисовича Смехова, он замечательно читал современных поэтов, говорил правильные вещи, и я не сразу осознал, что за реплики раздаются из «зала» и почему Вениамин Борисович довольно резко реагирует, кому-то (актеру Рыжикову, как потом я разглядел) со смешком, но вполне убедительно обещал «по зубам». Оказалось, что часть актеров театра (я идентифицировал Ивана Рыжикова, Александра Лырчикова, Сергея Подколзина, самую громкую, презрительно отзывавшуюся о Любимове и с почтением — о Путине, Татьяну Сидоренко и серого кардинала этой заварухи, Ренату Сотириади) возмущена невинной и благородной «Попыткой альтернативы». Что их выбесило? Оказалось — это из частностей — конкретный текст, где говорится, что без Любимова Таганки быть не может. А глобально — то, что в театре происходит что-то новое, пугающее людей с косным мышлением. Вот, например, одна из неопознанных мною актрис — участниц «акции протеста» — картинно «умирала» со слезами на глазах и молила всех вокруг стоящих: «пусть они заберут себе все юбилейные деньги, только оставят театр в покое». Это совсем небольшая часть труппы — менее трусливые актеры готовы участвовать в действиях «Группы юбилейного года»: уже на 6 декабря намечена премьера спектакля «Репетиция оркестра», где заняты молодые таганковцы. Это не самая умная часть труппы — они все с ужасом долдонили об «убийстве Театра им. Гоголя»: видимо, до них еще не дошло, что бунтовавшие против Серебренникова артисты давно уже заняты в новых постановках «Гоголь-центра» и играют здорово, на зависть молодым, и жизнь там кипит. Наконец, это обиженная часть труппы — никто из них не вошел в новый худсовет театра. Но, несмотря на то что у этого почти хулиганского поведения недовольных артистов есть весьма заурядные мотивировки, здорово, что они так среагировали — это значит, что даже сегодня, в эпоху тотального релятивизма, слово и жест художника могут провоцировать сильные чувства. Гораздо скучнее было бы, если бы собралась обычная богемная публика, за бокальчиком вина почесали языками и разошлись — а так даже эти беззаботные наблюдатели вчитались в то, что Перетрухина разместила на стенах.

Я очень рекомендую не пропустить «Попытку альтернативы» — она открыта до середины января, со вторника по воскресенье, с 16 часов до 17.45 (те, кто приходит в театр на спектакль, становятся зрителями автоматически). Вы окажетесь в старом театре с «историей» — и одновременно в новом, живом пространстве. Одна из самых цепких строчек в русской рок-классике — «Долгая память хуже, чем сифилис», у БГ. «Попытка альтернативы» — произведение, где память, которая у таганковских стен ого-го какая, становится частью новаторского проекта, выводящего театр на новую орбиту. Вы можете стать ненавязчивым свидетелем того, как существует театр в те часы, когда зрителям обычно вход воспрещен: подслушать репетицию, подглядеть за работой монтировщиков декораций. Таганка — демократичная и эстетская одновременно — таковой, благодаря этой замечательной «Попытке» и остается. И даже вандализм артистов-хулиганов, сопроводивших тексты своими оскорбительными ремарками или там, где нет камер наблюдения, покалечивших надписи на стенах, тоже, возможно, приведет к позитивным результатам: другие артисты хотят, напротив, дополнить коллекцию слов, выбранных Ксенией Перетрухиной.

2. Открытый московский фестиваль документального кино «Артдокфест» с 30 ноября по 9 декабря

«Так игровикам и надо! Будем теснить их, пока не разобьем!» — это наш выдающийся документалист Виталий Манский, руководитель «Артдокфеста», сказал по поводу победы своего итальянского товарища Джанфранко Рози на Венецианском фестивале. Фильм-лауреат «Золотого Льва св. Марка» «Сакро Гра» — лирическое путешествие по «священной» Римской кольцевой автодороге — «Артдокфест» открыл. Это эффектный старт, но наверняка все, что за ним последует, будет более захватывающим. Потому что это очень правильный, энергичный и бодрый фестиваль, показывающий (и доказывающий), что доккино может быть художественнее игрового (символично, что кинотеатр «Художественный» — основная площадка фестиваля) и сказанное про «игровиков» — не бравада и не преувеличение. Фильмы «Артдокфеста» не вписываются в скучные рамки телевизионной документалистики — это, как правило, именно Фильмы, не теряющиеся на большом экране. Я принципиально не хочу выбирать какое-то количество обязательных к просмотру картин (но должен сказать, что на «Артдокфесте» пройдет российская премьера фильма Алены Полуниной «Непал форева», победившего на Римском фестивале), потому что солидарен с Манским: это фестиваль, в него надо погружаться с головой, перебегать из зала в зал (и цены на билеты сознательно назначены ниже средних), смотреть много, запоем, не избегая и ретроспектив (включая ретроспективу самого Манского в Центре документального кино).

3. Фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнёва» в «Гоголь-центре» с 4 декабря

Трехдневный танцевальный фестиваль, главой попечительского совета которого выступает Майя Плисецкая, а идеологом — гениальная балерина. Она обещает превратить фест не просто в серию спектаклей, но в творческую лабораторию, участниками которой станут гении современной хореографии — от Сиди Лаби Шеркауи до Иржи Килиана.

4. Гастроли театра Резо Габриадзе в «Ударнике» с 3 по 28 декабря

Гастроли уникального Тбилисского театра марионеток в Москве длятся целый месяц, и этого мало. Хедлайнер гастролей — неожиданный тезка фильма Фёдора Бондарчука «Сталинград», прежде известный как «Сталинградская битва», — один из трех шедевров гениального тбилисского выдумщика, привезенный в Россию; рассказ не о войне, но о мире — во всех смыслах этого слова, среди героев которой и мальчик-солдат, и муравьиха-мать, и влюбленный конь. В расписании гастролей также «железнодорожный» роман «Рамона» — история о любви двух паровозов в только что пережившей Великую отечественную войну стране. И «Осень моей весны» — сказка про певчую птичку из послевоенного Кутаиси. Возможно, многие уже видели эти спектакли. Если же нет, срочно исправляйте упущение: это действительно магический театр. У Габриадзе одушевлены, наделены ностальгической памятью и животные, и механизмы: грузинский бог творит новую вселенную, у которой с нашей — общее, кровавое и героическое прошлое. Гастроли такого масштаба оказались возможны благодаря бывшему кинотеатру «Ударник», превращенному фондом «Арт-Хроника» в мультимедийное пространство, идеальное и для выставок, и, как оказалось, для камерного театра.

5. Выставка «Свобода не гениальность» в Мультимедиа Арт Музее

В экспозиции, длящейся по 2 февраля, — работы из коллекции Дэмиена Хёрста. Часто не менее провокационные, чем объекты самого Хёрста; чего стоит приукрашенное завитками из человеческих волос чучело кота («Ты никогда не забудешь меня» Колин Лоу). Но точно не такие дорогие.