Наталье Меркуловой 34 года. Она училась на Высших курсах режиссеров и сценаристов в мастерской Андрея Герасимова и Андрея Добровольского, но в профессию пришла с помощью телевидения — через документальное кино. Правда, сама Меркулова не уверена, что в кино она пришла: «Очень громко звучит, по-моему, я туда только карабкаюсь». Это, конечно, природная скромность: в широком прокате успешно идет ее дебютный полнометражный фильм «Интимные места», снятый в тандеме с мужем, сценаристом и режиссером Алексеем Чуповым, летом ставший триумфатором фестиваля «Кинотавр» (премии за лучший дебют и лучшую женскую роль Юлии Ауг). На вопрос, как сформировался ее тандем с Чуповым, Наталья отвечает: «От неудовлетворенности», на вопрос о дальнейших совместных планах — «Творческие планы большие». Пожелаем режиссерам удачи, а пока покажем онлайн — впервые в России — короткометражную работу Меркуловой, датированную прошлым годом, — фильм-танец «Субстанция: Варенье» из дилогии «Субстанция» (продолжение «Молоко» можно посмотреть тут).

Ценное вещество. «Субстанция» возникла так: я сидела дома, глядя в стену, с размягченным мозгом от депрессии. На работу никто не берет, молодым режиссерам не доверяют даже сериалы. В общем, оплакивала свои разбитые перспективы. В этот самый момент мне позвонила моя подруга Ася Давыдова (художник), мы с ней делали клип группе «Город 312». Ася только что вернулась из Испании и заехала в гости со своим другом Валей Цзином. Мы выпили чаю с вареньем, я послушала Асины впечатления-приключения, Валя показал мне в интернете несколько танцевальных перформансов в стиле буто. Я подумала: живут же люди. Когда люди отчалили, я пошла мыть посуду, остатки варенья вылила в унитаз, но почему-то варенье не смылось. Не смылось оно и со второй, и с третьей попытки. Вот это и стало началом сценария.

Это буто. Валя стал как бы участником документальной ситуации, поэтому перекочевал в игровую историю. Валя танцует буто. У него в Питере есть свой маленький театр, вообще он постоянный участник больших данс-фестивалей. У Вали был друг, с которым он меня сразу и познакомил, — это замечательный актер Юрис Лауциньш. Пока мы ехали с ним знакомиться, у меня в голове окончательно все оформилось, по дороге мы еще обсудили разные детали, но когда я увидела Юриса, сразу стало понятно, что круг замкнулся.

Вплавь. Жанр фильма я бы определила так: «Я хотела сбежать от депрессии». Пока у нас две «Субстанции»: «Варенье» и «Молоко» (contemporary dance с Аней Абалихиной). Но вообще в мире этот жанр называют данс-муви. И мы бы с Асей хотели снять еще короткометражки в разных танцевальных стилях (афро-джаз, балет) с названиями «Вода», «Нефть». Зачем? Это очень красиво!

Для удовольствия. Когда вокруг собираются такие люди, с некоторыми я, кстати, познакомилась в день съемок (например, с оператором-постановщиком Норой Жанэ), сложностей не бывает. Я сразу отпустила ситуацию — будь что будет. Моя главная задача — получить удовольствие от съемок. Я лечилась. Хорошо, что никто об этом не знал.

Деньги из ниоткуда. Спецэффекты нам сделали замечательные парни Егр Нагаен и Илья Красильников. Егра в свою очередь позвал нам помочь Антон «Сафа» Сафронов, который был вторым оператором и доставал все необходимое железо. Господи, он притаранил в хрущевку площадью 20 квадратных метров даже рельсы! Вся группа работала за бесплатно, конечно же. Планированием, кормлением и еще бог знает чем занималась Аня Прошутинская. На еду и отдельные приблуды для камеры, а также закупку варенья в промышленных масштабах, нас спонсировал Артем Грдзелов. Общий бюджет картины составил две тысячи долларов.

Голоса и технологии. Когда монтаж был готов, а им занимался Сергей Газиев, я позвонила в Берлин Наталии Пшеничниковой, оперной диве, и, не надеясь ни на что, попросила ее спеть для фильма, весь бюджет которого был уже израсходован. Наталия посмотрела монтаж и согласилась безвозмездно. Она пела в Берлине, а я слушала ее по скайпу, то есть мы работали практически в прямом эфире. Благодаря композиции, которую создала Наталия, наш звукорежиссер Лиза Быстрова смикшировала это с шумами и звуками, и получился такой саундтрек для фильмов ужасов. С Лизой мы работали тоже по скайпу, потому что она живет в Чили.

О котах и смущении. От «Субстанция: Варенье» отказались почти все фестивали. Главная претензия одна: некомфортно смотреть. Я абсолютно понимаю людей, которые так говорят, я и сама тяготею к котикам на Facebook. Но потом вдруг откликнулся Чикагский фестиваль андеграундного кино, их видимо, вообще ничем смутить нельзя. Потом они по почте прислали мне какой-то диплом. Все.

 

Другие фильмы проекта:

  • «Опасность полного исчезновения»
  • «Гурбан»
  • «Щелчок»
  • «Умба-Умба»
  • «Ведьма»
  • «Чиппендейл»
  • «Lost Boys»
  • «Шнырь»
  • «Девушка из супермаркета»
  • «Происшествие»
  • «Бронский»
  • «Замок эльфов»
  • «Как Гонсуке лису ловил»
  • «Мы делили апельсин»
  • «Песочница для слона»
  • «Костя»
  • «Норма жизни»
  • «На медведя»
  • «При выходе на забывайте свои вещи»
  • «Алехин»
  • «Ужин»
  • «Дождь идет»
  • «Рифмы матушки гусыни»
  • «Огонь, вода и медные трубы»
  • «Всех, кого люблю, возьму с собой»
  • «Опасная зона»
  • «Новые приключения коня-людоеда»
  •  «Катя Креналинова»
  • «GQ»
  • «Пишто уезжает»
  • «Рыбалка»
  • «Пианизм»
  • «Шиповник»
  • «Мой странный дедушка»
  • «Дедушка уезжает в Индию»
  • «Дорога на»
  • «Песня механической рыбы»
  • Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].