Георгий Мирский, политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:

Никто не должен запрещать мусульманам молиться. По пятницам у них общая молитва, точно так же, как у христиан в воскресенье. Никто же не виноват, что в Москве их в десять раз больше, чем православных. Другое дело, что население, которое верит в Аллаха, растет, а значит, должно строиться больше мечетей. Потому что никого нельзя ущемлять в правах. Потому что большинство из них родились и жили в бывшем СССР, это наши сограждане.

Но если бы мне сказали «на соседней улице режут барана», я бы побежал туда и вмешался как-то. Я вообще убийство считаю недопустимым. Одной из самых плохих черт мусульманства я считаю именно жертвоприношение. За такое надо штрафовать на огромные суммы и депортировать из страны. На Западе намного больше мечетей, нежели у нас, именно поэтому там не происходит публичного жертвоприношения на улицах. Вы никогда не увидите, как на Елисейских Полях в Париже будут убивать несчастных баранов.

Владимир Тор, политик, организатор «Русских маршей»:

Мне не мешают мусульмане до тех пор, пока я лично не столкнусь ними на улице лицом к лицу. В Москве, на проспекте Мира, где главная мечеть, происходит Содом и Гоморра: ни пройти, ни протолкнуться. Когда агрессивная толпа перегораживает движение и мешает проходу людей, это создает большие неудобства.

Я бы предпочитал, чтобы мусульмане отмечали свои религиозные праздники таким образом, чтобы не мешать окружающим, а лучше пусть едут в Саудовскую Аравию, где есть все условия для комфортного проведения религиозных праздников. Ни в коем случае в Москве нельзя открывать новые мечети. Где открываются новые мечети, там появляются новые мусульмане. В России необходимо экстренно вводить визовый режим со странами Средней Азии, снижать квоты на трудовую иммиграцию или вообще сводить их к нулю. Что касается народов, которые давно живут на территории нашего государства, например, татар, то с ними мы сосуществуем мирно и спокойно. Но сцены насилия на улицах недопустимы. Для таких вещей существуют скотобойни.

Всеволод Чаплин, протоиерей, кандидат богословских наук:

Вера должна занимать центральное место в жизни человека, и не только в его частной жизни, но и во всем, что делает человек, в его общественных отношениях. Попытка советского правительства истребить религиозность успехом не увенчалась, на Западе произойдет то же самое. И людям, которые являются неверующими, которые имеют полное право на жизнь по своим принципам, не стоит забывать о принципах других.

Ураза-байрам отмечается российскими мусульманами на протяжении многих веков. Я рад, что московские власти предоставляют дополнительные площадки для празднования этого дня. Разумеется, в ходе любого мероприятия с большим скоплением людей необходимы меры безопасности, но эти меры ни в коем случае не должны стеснять верующих. Полиция должна быть тактичной. Традиция жертвоприношения существует в целом ряде религий. Мусульмане в нашей стране делают это не публично, а в специально приспособленных для такого рода действий местах, и поступают правильно.

Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:

Религия в современной России — духовная отдушина, идеологический поплавок, который позволяет человеку держаться на поверхности.

Верующий мусульманин живет в религиозном жизненном потоке: от одного годового этапа до другого. Когда приходит время поста, он готовится, постится, а когда пост подходит к концу, он естественным путем переходит в праздник, который отмечается очень эмоционально: во время Ураза-байрама готовятся очень вкусные вещи, специально покупаются подарки, люди ходят друг к другу в гости.

Кстати, Ураза-байрам — это не «отмечание» праздника как какой-то даты. Потому что лунный календарь не может соответствовать какому-то историческому событию — он может сейчас выпасть на лето, а потом проходить зимой, например. Лунный год не совпадает с солнечным, и даты смещаются.

Николай Сванидзе, журналист:

Я не принадлежу к числу мусульман, но отношусь с уважением ко всем верующим и ко всем религиозным праздникам вне зависимости от конфессий. У нас многонациональная страна, где много этносов и религий.

Я не считаю, что молящиеся мусульмане на улицах — это большая проблема. Кому-то помешает и большое скопление молящихся христиан, а лично мне не мешает никто. Если люди верят в Бога, как привыкли, в соответствии с канонами, и если они при этом не проявляют агрессии, то негатив по отношению с ним должен быть категорически исключен.

А вот публичное жертвоприношение абсолютно не соответствует традициям тех городов, в которых происходит. Такие радикальные вещи необходимо исключить. Нужно объяснить это руководству мусульманской общины, руководству мечетей в тех районах, где происходят такие вещи. А они в свою очередь объяснят это своей пастве. Уверен, это будет прекрасно понято.

 

[poll id="175" align="left"]