Science Art — это новое пространство в культурном поле, которое формируется здесь и сейчас, и мы являемся свидетелями этого. Впрочем, взаимодействие науки и искусства происходило и в 20-е, и в 60-е годы ХХ века. Оно развивается скачками, когда интерес художников к возможностям науки почему-либо усиливается. Сейчас — новый виток, который во многом вызван потребностью создания мета-языка для разных профессиональных сред.

Дарья Пархоменко:

Я выбрала 10 знаковых произведений последних лет, которые представляют собой живой эксперимент. Это совершенно разные примеры научного искусства, представителями которого являются как объединения художников-инженеров и художников-исследователей (группа «Симбиотика» и Миколь Ассаель), так и «бабушка перформанса» Марина Абрамович. Их всех объединяет готовность сотрудничать с учеными, использование в художественном языке технологий, желание проверить свои гипотезы с помощью науки.

Художники здесь оказываются не столько иллюстраторами и интерпретаторами науки, сколько со-исследователями ученых, а ученые допускают некоторый творческой произвол в своей практике.

Прототип лунных гусей: лаборатория лунной миграции птиц / The Moon Goose Analogue: Lunar Migration Bird Facility (MGA)
Агнес Майер-Брандис / Agnes Meyer-Brandis
2011, Германия
Техника: биопоэтическое исследование, долговременный эксперимент, инсталляция, телевизионная трансляция, видео

Одна из самых красивых и масштабных историй, рассказанных на языке Science Art.

В XVII веке Доминико Гонзалес обнаружил гусей, мигрирующих не в южные страны, а прямиком на Луну. Он смастерил упряжку, в которой они перенесли его на небесное тело, где путешественник познакомился с развитой культурой местных обитателей.

Об этом повествует книга английского епископа Фрэнсиса Гудвина, прогрессивного последователя Коперника. Этим произведением заинтересовалась художница Агнес Майер-Брандис, известная изысканными композициями, в которых смешаны научные факты, воображаемые реалии и мифологии прошлого. В арт-резиденции Полинария (Италия) Майер-Брандис построила «звездный городок», в котором воспитывает и тренирует гусей-космонавтов, будущих покорителей Луны. Агнес назвала гусят именами великих космонавтов, а они впервые увидели ее в космическом скафандре. На специально оборудованной ферме гуси учатся летать за светящимся шаром, ходить по лунному ландшафту, питаться особым сортом лунного одуванчика и передавать азбукой Морзе сигналы «на Землю». Зрителям доступна комната-инсталляция, где можно выйти на скайп-связь с членами гусиной космической команды.

Фото: Serge Hasenböhler
Фото: Serge Hasenböhler

Уроки Чижевского / Chizhevsky lessons
Миколь Ассаель / Micol Assael
2007, Италия
Техника: каскадный высоковольтный генератор, трансформатор, медные пластины

Ассаель сотрудничает с физиками, мечет молнии, провоцирует землетрясения, пробуждает вулканы. Почти как Никола Тесла. А от этой работы — мурашки по коже и волосы дыбом...

Десятки огромных медных пластин, подвешенных к потолку, и гигантский генератор создают в воздухе электростатическое напряжение — начинает покалывать пальцы, кожа нагревается, при любой попытке прикосновения к другому возникает молниеносный разряд. Инсталляция «Уроки Чижевского» дает зрителю возможность ощутить на своей собственной коже выход за границы привычного восприятия. На создание этой работы художницу вдохновил советский физик Александр Чижевский, основавший космическую биологию и аэроионификацию.

Успокоение хаоса / Silent Barrage
Группа СимбиотикА / SimbioticA
2010, Австралия
Техника: инсталляция и эксперимент по выращиванию живой нейронной сети

Редко какое произведение настолько емко выражает сущность Science Art.

Проект позволяет изучить, как с помощью внешнего воздействия на клетки искусственной сети нейронов удается уменьшить хаотичный поток сигналов, которыми постоянно обмениваются между собой нейроны — клетки, не получающие сигналы извне,  оказываются неспособны к «нормальной» коммуникации.

Инсталляция «Успокоение хаоса» является полноценным исследованием искусственной нервной системы, которое ставит вопросы о природе сознания и свободе воли. Произведение располагается одновременно в выставочном зале, где зрители проходят через лабиринт из 32 столбов, и в лаборатории института Georgia Tech, где проходит эксперимент по выращиванию живой нейронной сети в чашке Петри. Электроды, подведенные к нейронам, соответствуют столбам в экспозиции. Передвижения зрителей отслеживает камера — от них зависит, какая нейронная клетка получит электрический сигнал. «Успокоение хаоса» показывает, что процессы в сознании возможны только при контакте с другим — зрители уподобляются отдельным нейронам, а микро-мир и макро-мир демонстрируют неразрывную связь.

Фото: Laboratoria Art&Science Space
Фото: Laboratoria Art&Science Space

Министерство правды голубя мира (консультации нейробиолога Константина Анохина)
Сергей Шутов
2011–2013, Россия
Техника: голубятня, долгосрочное исследование, видеотрансляция, мультипликация

Художественная форма и длящийся научный эксперимент связаны множеством наслаивающихся смыслов: от политических ассоциаций до открытия новых аспектов голубиного восприятия мира.

Во дворе московской галереи Laboratoria Art&Science Space Сергей Шутов построил научную станцию в форме голубя и совместно с нейробиологом Константином Анохиным заселил ее породистыми голубями. Внутри находится телеэкран, где птицы созерцают снятые специально для них анимационные фильмы. Параллельно ведется видеонаблюдение, чтобы можно было следить за поведением голубей. У голубей превосходное зрение, их глаза точнее человеческих, они безошибочно различают типовые образы — например, всегда способны отличить Моне от Пикассо, даже если репродукция будет размытой или черно-белой. Экран в голубятне демонстрирует ролики, обучающие птиц нетипичному поведению и изменяющие рамки их «привычных понятий». Так как голуби отличают «красивые» и «некрасивые» картинки, существует возможность научить их моделировать новые художественные образы.

Триалог
«Куда бегут собаки»
2012, Россия
Техника: робототехническая инсталляция

Художники показывают, что Ньютон был не прав.

Концептуальным фундаментом «Триалога» они выбрали физико-математический закон о взаимном движении трех тел — Земли, Луны и Солнца. Несмотря на достижения математики и мощности современных суперкомпьютеров, его уже несколько столетий не удается описать в точной общей формуле. Три робота в форме перекатывающихся шаров представляют собой модель такого движения и, казалось бы, иллюстрируют принципиальную невозможность описать сложность мира на рациональном языке. Но «Куда бегут собаки» переносят шары на заснеженное поле, и оказывается, что наша «космическая система» может оставлять красивые запутанные борозды на полотне зимнего пейзажа, а небесное тело может запросто превратиться в снежный ком. Художники творческого объединения «Куда бегут собаки» работают вместе с 1999 года. Их интересуют переходы между разными состояниями материи, броуновское движение объектов, смена точек зрения.

Вагинальная поэтика / Poetica Vaginal, 1986
Млечный путь / Milky Way, 2002
Бактериальное радио / Bacterial Radio, 2011
Джо Дэвис / Joe Davis  
1986, 2002, 2011, США

Слышим «Джо Дэвис» — подразумеваем «Science Art».

Джо Дэвис воплощает симбиоз искусства и науки в собственной биографии. Его история началась около 30 лет назад, когда одноногий художник и автомеханик пришел в Центр визуальных исследований Массачусетского технологического института. Случился скандал, вызвали полицию, но уже через 40 минут Дэвис получил ставку в институте. За это время Дэвис успел сделать бесчисленное количество проектов. Он отправил несколько посланий инопланетянам через настоящий радиотелескоп, поместил внутрь генома бактерий поэзию Гете, подготовил карту Млечного пути для размещения внутри мышиного уха, а также построил микроскоп, улавливающий музыку микробов. В прошлом году он получил «Золотую Нику» фестиваля Ars Electronica за проект «Бактериальное радио» (Bacterial Radio) — радиоприемник, который в перспективе любой человек сможет вырастить из небольшой колонии микроорганизмов.

О «запутанности» / On Entanglement.
Антон Цайлингер / Anton Zelinger
2012, Австрия
Техника: лабораторное оборудование, измеряющее квантовый поток

Об этом научном исследовании автор не думал как о произведении искусства, но оно, тем не менее, было показано на крупнейшей международной выставке dOCUMENTA13.

Научные идеи Антона Цайлингера, исследующего законы квантовой физики, были представлены в качестве художественного произведения. Группа экспериментальных установок и бесконечные математические формулы, которыми была испещрена огромная доска, демонстрировали явление квантового «запутывания», в результате которого изменение свойств одного кванта мгновенно меняет свойства другого независимо от расстояния, на котором они находятся. На лабораторном оборудовании Цайлингера в присутствии посетителей проводился эксперимент по такому «запутыванию», позволяя физически ощутить, насколько радикально способны изменить реальность будущие изобретения, основанные на состоянии квантовой запутанности. Этот проект демонстрирует новую тенденцию — когда границы современного искусства выходят далеко за пределы стен галерей и музеев.

Пусть лошадь живет во мне / Que le cheval vive en moi
Art Oriente Objet
2011, Франция
Техника: био-арт перформанс

В Западной Европе этот эксперимент нельзя провести ни в научном, ни в художественном пространстве, но в Любляне пока можно.

Марион Лаваль-Жанте несколько месяцев вводила в свою кровь иммуноглобулины крови лошади, чтобы ее тело «привыкло» и не испытало анафилактический шок. Подобные испытания на людях запрещены в Западной Европе, при этом наука изучает общие биологические принципы, используя животных как безмолвный инструмент.

Действительно, иммуноглобулины лошади связались с белками тела художницы, воздействуя на ее эндокринную и нервную системы, напрямую повлияв на ее сознание: «Мое новое тело было сверхмощным, сверхчувствительным, сверхнервным и очень неуверенным в себе. Как известно, травоядные животные очень эмоциональны».

В этом произведении соединение человека и животного — это и метафора единства природы, и аллюзия на миф о кентавре.

Фото предоставлено пресс-службой Lexus Hybrid Art Show
Фото предоставлено пресс-службой Lexus Hybrid Art Show

Эдем / Eden
Джон Маккормак / Jon McCormack
2000–2010, Австралия
Техника: саморазвивающаяся, интерактивная инсталляция

Нас трогает то, что эти существа эволюционируют или хотя бы выживают только благодаря нам.

Войдя в пространство «Эдема», зритель становится источником жизни целой цивилизации. Инсталляция представляет собой мир, населенный виртуальными созданиями. Они перемещаются, умеют воспроизводить и слышать звуки, разыскивают еду, спасаются от хищников, встречают партнеров и оставляют потомство. В «Эдеме» есть четыре сезона, каждый год длится 600 «эдемовских» дней, а также есть три вида материи: камни, биомасса и звуковые существа. Виртуальные обитатели «Эдема» ощущают присутствие зрителей и выстраивают с ними отношения, развивая свои звуковые способности. Чем активнее и дольше зритель перемещается внутри инсталляции (внутри Эдема), тем больше пищевых ресурсов появляется в цифровом мире этого многоэкранного саморазвивающегося произведения. Существа «чувствуют» присутствие людей и со временем «понимают», что пропитание появляется там, где они издают звуки, привлекательные для человеческого слуха.

Измеряя магию взгляда / Measuring the magic of mutual gaze
Марина Абрамович
2011, Сербия — США
Техника: технологичный перформанс, электроэнцефалография

«Когда я долго смотрела Марине в глаза, у меня как будто вырастали крылья, я ощущала прилив сил, приходило понимание, что я могу усилить любые свои возможности в сотни раз» — мои воспоминания после сессии смотрения в глаза Абрамович.

«Измеряя магию взгляда» — научно-художественный перформанс-эксперимент, который Марина Абрамович провела вместе с американскими и российскими нейрофизиологами и психологами. Цель ее акции — расширение границ понимания невербальной коммуникации. Сценарий этого перформанса позволил художнику и ученым записать и проанализировать изменения активности мозга у людей, устанавливающих друг с другом визуальный контакт. Эта технологичная версия перформанса стала логичным развитием знаменитого перформанса «В присутствии художника», который состоялся в 2010 году в Нью-Йорском МОМА. Тогда у зрителей, сидевших напротив художницы и неотрывно смотрящих ей в глаза, возникали неожиданные эмоции, от замешательства до катарсиса.