Вся жизнь человека состоит из выбора. Каждую минуту, каждый день нам приходится что-то выбирать, принимать правильные или неправильные решения. Советская школа к идее выбора не приучала. Может быть, именно потому, что ни российская политическая элита, ни общество в целом не умеет выбирать, принимать решения и нести за них ответственность, многие вещи в России последние 20 лет идут так тяжело.

В Советском Союзе жизнь была упрощена до такого предела, что о многих самых обычных жизненных проблемах мы просто не знали. Как-то мне даже пришлось объяснять основы кредитной системы одному из лидеров приватизации в России.

Я заканчивал советскую школу и считаю, что мы получили хорошее образование, фундаментальное. Мы знали очень многое. Но мы не знали, зачем мы это знаем. То есть упор делался на объем информации, а пользоваться этой информацией нас не учили. Нам нужно было прочитать от сих до сих, запомнить и завтра пересказать, выучить стихотворение и вызубрить все правила. Поэтому в России люди могут говорить на любую тему — от зубной боли до Гоголя — на одинаково приемлемом уровне.

Почему многие считают американцев тупыми? Они действительно знают гораздо меньше, чем мы. Они не являются специалистами широкого профиля и в отличие от так называемого российского интеллигента не умеют говорить на любую тему. Зато они с детства понимают необходимость выбора и умеют принимать решения.

Это особенность американского образования. В школе им постоянно приходится выбирать: что делать для домашнего задания, на какие предметы ходить, к каким учителям, что они хотят делать после занятий, каким видом спорта заниматься. Когда мои дети ходили в американскую школу, меня поражали их домашние задания. Например, по истории им давали задание на неделю — изобразить один день из жизни фараона. И за эту неделю они сами должны были разобраться, как узнать, что ели в Древнем Египте и что носили, — пойти в библиотеку, посмотреть в Интернете. Им дают общие указания, но искать информацию и разбираться в ней приходится самим. Таким образом, они, конечно, теряют в объеме информации и многое упускают, не получая общей исторической картины. Они могут не знать названия всех столиц мира и самой длинной реки в Африке (почему-то в советских школах никому не приходило в голову, что все это в энциклопедии есть), зато у них разрабатываются навыки поиска информации, критической работы с ней и, соответственно, ответственности за свой отбор, навыки работы в коллективе — все это, безусловно, более ценные навыки.

Я много преподавал в разных университетах в Америке. Иногда мне попадались студенты из России. Разница очень заметна. Первые год-два российские студенты забивают американцев напрочь — они первые тянут руки, первые отвечают на вопросы и знают все: самую большую реку в Африке и столицу Буркина-Фасо, несколько языков и математику. В голове куча информации. Американцы на них смотрят разинув рот, им и в голову не может прийти, что это все можно знать. Но вот на третьем-четвертом курсе, когда уже нужно уметь критически относиться к информации, идти в библиотеку, искать, писать, думать, рассчитывать на свои силы и упирать на свое мнение, американцы начинают брать верх. И дальше американцы постепенно забивают русских.

Я думаю, что корни этой проблемы уходят еще в досоветский период. В России и Европе изначально образованием занималась церковь. Религиозное образование требовало заучивать вещи: информацию нельзя было подвергать сомнению, и если кто-то сомневался, то превращался в отверженного человека. Американцы избежали этапа монастырского образования и включились в мировую ситуацию, когда уже можно было задавать вопросы. К тому же в Америке никогда не было господствующей церкви, которую бы поддерживало государство. Иногда церковный плюрализм приводил к тому, что свободное обсуждение заканчивалось стрельбой в церкви. Но в результате критическое мышление в Америке развито, на мой взгляд, гораздо сильнее, чем в России.

Главная цель американского образования — воспитание высокопрофессионального специалиста. Главная цель российского образования — воспитание интеллигентного человека. В отдельности и то и другое плохо. И интеллигент, который знает все и ничего конкретно и не умеет пользоваться своими знаниями, плохо. И узкий специалист, который прекрасно, до дна знает свою специальность, но больше не знает ничего, тоже плохо. Эти две системы образования по возможности необходимо совмещать.