Успенский собор

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Построен в конце XV века итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В течение трех веков был главным храмом Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. На стенах остались фрагменты первоначальных фресок, выполненных иконописцем Дионисием. В 1547 году здесь впервые был венчан на царство Иван Грозный. Позже в этом храме короновались все российские императоры, начиная с Петра II. В 1918 году собор был закрыт, в 1955-м открылся как музей, а в 1990 году в нем возобновились богослужения по торжественным дням.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Первый шатровый храм в России, построенный в 1528–1532 годах. Архитектором церкви предположительно был итальянец Петр Франциск Ганнибал, однако в русских летописях значится Петр Фрязин или Петроко Малый. По легенде, строительство храма связано с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.

Интерьер храма не сохранился. В XVI веке в церкви был проведен ремонт, после которого пол из белых и серых керамических плит был поврежден и положен обратной стороной. Тогда же у храма появились дошедшие до наших дней царские врата. Последняя реставрация проводилась в 2002–2005 годах, в результате чего были полностью уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями.

Ярославский вокзал

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом  был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. В 1900 году Министерство путей сообщения поручило коренную перестройку пассажирского зала архитектору Льву Кекушеву, а затем для корректировки его проекта был приглашен Федор Шехтель. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком. В глубокой нише фронтона под этим  козырьком располагались рельефные символы трех великих городов, которые связала Ярославская (Северная) железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил.

Гостиница «Метрополь»

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трехэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи ее называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-е годы Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но ее радикальная перестройка. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.

Доходный дом Тарховой

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Доходный дом на углу Подсосенского и Казарменного переулков построен по проекту архитектора Г. И. Макаева в 1903–1904 годах. (Второе известное здание в Москве работы того же архитектора — северное крыло Политехнического музея.) Дом представляет собой выразительный образец стиля северный модерн и известен как «дом с маками». Маки — один из излюбленных мотивов модерна, символическое выражение того, что жизнь — это сон.

В советское время квартиры были превращены в коммуналки, которые были расселены в 1990-х годах. Несмотря на то что здание считается объектом культурного наследия регионального значения, его фасады находятся в аварийном состоянии.

Дом Перцовой

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Дом Перцовой в Москве построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905–1907 годах по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. По задумке, московский доходный дом Перцовой, также известный как Дом-Сказка, должен был сам по себе представлять произведение искусства. Здание имеет необычную и сложную форму, фасад украшает богатый декор, асимметричные окна, балконы и башнеобразные выступы. Для оформления дома были использованы древнерусские мотивы и узоры.

Кремлевская стена

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Самый лаконичный и узнаваемый из архитектурных символов Москвы — воспроизвести силуэт верхней части стены с зубцами типа «ласточкин хвост» в сочетании с бескомпромиссно-красным цветом обожженного кирпича по силам даже ребенку. Стена — одно из древнейших строений города. Миланские архитекторы, руководившие ее постройкой в конце XV века, взяли за основу зубцы замков итальянских гибеллинов — противников папской власти. Простые прямоугольные зубцы отличали стиль крепостей папистов-гвельфов, а потому для цитадели православной веры никак не годились.

Страховое общество «Россия»

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Два корпуса этого изящного жилого дома на Сретенском бульваре были построены в 1899–1902 годах архитекторами Н. М. Проскуриным и А. И. фон Гогеном. Дом изначально строился под очень состоятельную публику. Была устроена система вентиляции, не просто подававшая в помещения свежий воздух, но и фильтровавшая и увлажнявшая его. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения в подвале была устроена собственная электростанция, отопление обеспечивали восемь котлов. Для водоснабжения при доме была пробурена и артезианская скважина глубиной 50 метров. Как и подобает, в шикарном доме были и электрические лифты, и прачечная для жильцов. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки, что особенно ценилось художниками.

Южный вход станции метро «Красные ворота»

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Ранний или первый выход из станции метро «Красные ворота» открыт вместе со станцией 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры». Наземный вестибюль расположен по оси разобранных в 1928 году Красных ворот и выполнен в виде четырех вложенных друг в друга полусфер по проекту архитектора Н. А. Ладовского. Многие москвичи называют этот выход «ракушкой». В 1938 году проекту выхода и самой станции был присужден Гран-при Международной всемирной ярмарки в Париже. В 1952 году в вестибюле был установлен первый в истории метро турникет. В 1986 году «Лермонтовская» стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Здание Министерства иностранных дел РФ

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Одна из семи «сталинских высоток». Здание построено в период с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Высота составляет 172 метра. Изначально здание возведено без шпиля, но по приказу Сталина в 1952 году за две недели был достроен финальный каскад в виде декоративного шпиля (визуальное несоответствие элементов фасада и шпиля хорошо заметно со Смоленской площади). Здание МИДа стало образцом для всех остальных московских высоток.

«Белый город» на Белорусской

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Первая очередь бизнес-центра возведена в 2006–2009 годах. По замыслу, основополагающим элементом комплекса должен был стать белокаменный храм Николая Чудотворца, в котором при содействии инвесторов строительства были проведены масштабные реставрационные работы. Комплекс состоит из двух 15-этажных и одного 6-этажного здания. Еще две башни планируется достроить в 2013 году. В центре «Белой площади» располагается светомузыкальный фонтан. Планируется, что в скором времени здесь будут проходить «живые» концерты и выставки под открытым небом.

Северный речной вокзал

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Здание речного вокзала был построено одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища (на берегу которого оно располагается) в 1937 году по совместному проекту архитекторов А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского, скульпторов И. С. Ефимова и художника Н. Я. Данько. Вокзал задуман как символ Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме большого корабля. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935–1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. От Северного речного вокзала можно отправиться в круиз по маршрутам до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону. От причала отходят прогулочные катера до бухты Радости и Троицкого.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом Святого Людовика Французского (1830 год, архитектор Жилярди). Храм был построен в 1901–1911 годах (отделка завершена позднее). Автор проекта Ф. О. Богданович-Дворжецкий. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», посвященный григорианскому хоралу и органной импровизации.

Дом культуры имени Зуева

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Один из ярчайших образцов конструктивизма. Назван в честь участника восстания 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева. Построен в 1927–1929 годах на Лесной улице по проекту архитектора Ильи Голосова. Проект родился под влиянием кубизма и построен на сочетании асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционный центр здания — вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон.

Жилой комплекс Copper House

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Возведен в 2003–2004 годах. Комплекс выполнен по проекту архитекторов С. Скуратова, В. Рыжкова, Н. Ишутиной, Ю. Ковалевой, А. Медведева, П. Карповского, П. Шалимова, Н. Демидова и  В. Данилова. По замыслу авторов, композиция сооружения выражала специфику местности. Узкий протяженный участок застройки обыгран как метафора перехода: соединив Зачатьевский переулок с Пречистенской набережной, дом «наводит мосты» к берегам новой отечественной архитектуры. Архитектор Скуратов назвал дом «линией Маннергейма», которая разграничила интеллигентную архитектуру и продукты отечественной строительной практики. Жилой дом Copper House принят в коллекцию лучших зданий 2003–2004 годов в Музей архитектуры им. Щусева.

Доходный дом Исакова на Пречистенке

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Дом, построенный в 1904–1906 годах по проекту архитектора Л. Кекушева, входит в число наиболее ярких образцов стиля модерн в Москве. При постройке дома Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка. В результате часть здания, которая выходит во двор, имеет шесть этажей, а со стороны улицы — пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря такой планировке каждая лестничная площадка могла использоваться для входа в квартиру.

Шуховская башня

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Московская радиобашня на Шаболовке построена в 1920–1922 годах инженером В. Г. Шуховым. Высота башни — 148,3 метра, что в два раза ниже изначального проекта. Тем не менее, на тот момент башня была самой высокой в России. Шаболовская башня построена по принципу сетчатых гиперболоидных башен, что является непосредственным изобретением Шухова. Спустя семнадцать лет после открытия башни, 10 марта 1939 года, с нее впервые была транслирована телепередача — документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). Изображение Шуховской башни использовалось в качестве эмблемы советского телевидения, в частности, программы «Голубой огонек». В 1941 году в результате неисправности в башню врезался почтовый самолет, но благодаря прочной конструкции башня не пострадала. Башня никогда не реставрировалась и в данный момент нуждается в экспертизе.

ЦУМ

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

История здания начинается в 1857 году. ЦУМ выполнен в готическом стиле с элементами модерна. В 1880-х здание было куплено шотландскими коммерсантами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом — основателями торговой компании «Мюр и Мерилиз». В 1908 году было построено новое здание по проекту архитектора Романа Клейна, автора проекта Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства. Последний раз здание реконструировано в 2007 году.

Дом Пашкова

Фото: Михаил Ставцев
Фото: Михаил Ставцев

Один из главных памятников классицизма в Москве. Построен в 1784–1786 годах. Носит имя заказчика — поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Архитектором предположительно является Василий Баженов. Отличительная черта особняка — два основных фасада: один, выходящий на проезжую часть, имеет более торжественный вид, второй — усадебный, более скромного вида, находится во дворе. Первоначальный цвет здания был оранжевым, но при императоре Павле цвет был изменен. При нем же с купола была снята статуя Минервы. В 1914 году архитектором Шевяковым был построен двусветный зал. В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» дом Пашкова был поврежден и оказался на грани разрушения. До 2007 года он находился на реконструкции. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

Издательство И. Д. Сытина «Русское слово»

Фото: www.mostreet.ru
Фото: www.mostreet.ru

Здание перестроено в 1904–1906 годах из особняка начала XIX в. для Ивана Сытина — русского издателя-просветителя, выпускавшего массовым тиражом дешевые издания русских и иностранных классиков. При перестройке архитектор А. Э. Эрихсон использовал достижения строительной техники того времени: железобетонные перекрытия, опирающиеся на металлические балки и несущие конструкции. Архитектор отказался от обязательных для «присутственных» мест коридоров — вместо них он спроектировал просторные холлы, объединяющие большие и светлые комнаты. Внешнее оформление дополняют изразцовый фриз между вторым и третьим этажами, лепные женские маски, узорные решетки балконов, выполненные по эскизам художника И. Билибина. В 1979 году при реконструкции улицы Горького дом был передвинут на 33,5 метра от угла Пушкинской площади до Настасьинского переулка и поставлен на новый фундамент.