«Саперави» — золотой запас грузинского виноделия. Сорт самобытный и обладающий широким диапазоном возможностей, он привлек внимание новой волны виноделов, когда во всем мире обострился интерес к аборигенным сортам винограда. Имидж Грузии как исторической родины виноделия и необыкновенная технологическая «гибкость» этого сорта в последние годы заставили многих иностранных энологов попробовать свои силы в работе с «саперави».

И «саперави» никого не разочаровал. Во время одной из моих поездок в Грузию мы попробовали три экспериментальных образца, сделанных тремя виноделами из одного и того же лота «саперави». Один и тот же склон, один и тот же участок, то же время сбора и та же сортировка — но насколько разительной вышла разница! Итальянский винодел смог сделать свою версию саперави сочной и ягодной, гастрономичной и питкой, как если бы он имел дело с тосканским санджовезе.

Немецкий мастер придал саперави утонченный аристократизм и приятную сдержанность ароматов — настолько, что вино стало забавным образом напоминать рейнский пино нуар. Забавным это станет казаться, как только вы попытаетесь представить себе жителя Франкфурта, говорящего с грузинским акцентом….

И наконец, грузинский технолог остался верен традиции и сделал саперави темпераментным, ярким и не стесняющимся своей смородиновой ароматики, как, впрочем, и терпкости — немного «недополированных» танинов. Удивительно разные вещи можно сделать из «саперави»!

И это — первая важная вещь, которую мы должны помнить об этом сорте.

Широкий диапазон возможностей, связанных с «саперави», отчасти объясняется тем, что это сорт-краситель, tinturier, как говорят французы-энологи. Само название «саперави» переводится с грузинского как «красильщик». А в переводе с птичьего винодельческого на общечеловеческий язык это значит, что у «саперави» красная не только кожица (как у большинства европейских красных сортов), но и мякоть. Эта особенность объясняет природное фенольное богатство большинства красных грузинских вин и их глубокий цвет. После серьезной дегустации вин из «саперави» у вас появляется темно-фиолетовая тень не только на губах, но и на зубах. И если вдруг она не появляется, значит в бокалах было не саперави.

Но щедрая экстрактивность «саперави» сослужила Грузии неважную службу: вино из этого сорта получалось настолько густым, что даже в разбавленном виде его оказывалось непросто отличить от оригинала. Этот фокус лет уже почти десять назад показал мне один грузинский винодел со словами: «Чтобы вы все поняли». Он взял два бокала с саперави, налитым из одной и той же бутылки. Предложил сравнить цвет. Потом из одного бокала он отлил половину и взамен долил туда же полбокала белого вина. Цвет практически не изменился. Несложно догадаться, насколько популярным этот метод «купажирования» был, когда грузинские коммерческие компании боролись за рынки, чувствительные к цене. Белый виноматериал намного дешевле чистосортного саперави…

Грузия — один из древнейших очагов виноделия в мире, а «саперави», судя по всему, один из древнейших сортов винограда. Специалистам трудно его назвать однозначно «техническим» или «столовым», потому что в местах его произрастания (в Кахетии в первую очередь) «саперави» с незапамятных времен был сортом универсальным. Неслучайно его считают главным сортом грузинского виноделия. И если вспомнить, что всего на территории Грузии насчитывается около 500 сортов винограда, то понятно, какую могучую армию он возглавляет.

Наверное, последнее, что мы должны знать о «саперави», — это то, что в большинстве случаев «саперави» российских винных хозяйств — не тот «саперави», о котором написана эта колонка. Это «северный саперави», зимостойкий селекционный сорт, детище наших мичуринцев. Правильнее всего здесь процитировать сайт allgrapes.ru: «Сорт селекции Всероссийского НИИВиВ им. Я. И. Потапенко. Европейско-амурский гибрид, полученный от скрещивания сортов Северный (Сеянец Маленгра х Витис амурензис) и Саперави. По морфологическим признакам листьев и форме ягод близок к сортотипу Саперави…»

Но в руках мастера даже он дает очень неплохой результат.

 

Читайте по теме:

Игорь Сердюк. Квеври: джинн в глиняном кувшине

Игорь Сердюк. Семь бутылок с грузинской полки