Василий Церетели устроил в ММСИ выставку книги «Слово о полку Игореве». Выставка занимает три зала. В первом зале рассказывается история разных изданий «Слова о полку Игореве». Там выставлено около 40 разных экземпляров, с иллюстрациями Натальи Гончаровой, Дмитрия Бисти. Во втором зале представлена книга, оформленная художником Виктором Гоппе в традиции livre d'artiste — «книги художника». Третий зал — мастерская, где подробно, шаг за шагом рассказывается и показывается, как изготавливается авторская книга.

Выставка, где представлены ставшие классическими иллюстрации и где рассказывается о традиционных приемах книгопечатания, довольно странно смотрится в музее современного искусства. Василий Церетели признался, что подобное скорее ожидаешь увидеть в краеведческом музее, и рассказал проекту «Сноб», почему решил показать публике «Слово о полку Игореве».

Идея книги и выставки принадлежит коллекционеру Борису Фридману — работа сделана по его заказу. «Когда я решил делать эту книгу, моя идея была в том, чтобы сделать ее именно так, как это делалось сто лет назад в Европе, сохранив традицию и культуру издания», — объяснил коллекционер Фридман.

Книга сделана руками художника Виктора Гоппе практически от начала до конца. Даже бумагу для книги Гоппе делал сам, с вкраплениями листьев табака и старой бумаги со старославянскими письменами. В общей сложности Виктор Гоппе работал над «Словом» около четырех лет. Было сделано 12 литографий. Текст набран вручную высокой печатью, как это делали в старых типографиях. Художник рассказал, что традиция высокой печати и ручного набора — исчезающее ремесло. В Москве так уже никто не работает, поэтому книга печаталась в Петушках. В качестве экспонатов показаны свинцовые литеры, которые использовались при наборе текста. Они, видимо, особенно заинтересовали публику: к концу вечера их стало заметно меньше.

 

Иллюстрации выглядят довольно неожиданно для «Слова о полку Игореве». Художник Виктор Гоппе рассказал о том, почему они выполнены в такой своеобразной манере.

«Слово о полку Игореве», сделанное Виктором Гоппе, уникально. Повторить такое уже невозможно: после того как были сделаны все литографии, изображения на камнях зашлифовали, а набор текста рассыпали. Книга изготовлена всего в 20 экземплярах, но параллельно была напечатана аналогичная, меньшего формата, тиражом 1000 экземпляров.

 

Тата Зарубина