Мировой рынок спортивной обуви — около 17 миллиардов долларов. Начиная с 70-х главные производители ведут гонку, которая обставляется наукоемкими фразами, суть которых такая: кто сделает более мягкую и пружинистую подошву. Последний шедевр Adidas стоит 500 долларов, и вдохновлен он, по словам рекламщиков, подвеской Порше, содержит металлические пружины и т. д. Дальше, кажется, уже некуда. И, как думают некоторые врачи, не нужно. Потому что вообще полезнее бегать босиком.

 

Об этом начали говорить уже некоторое время назад. На днях и газета NYT опубликовала подробную статью о том, что маленькие, но умные фирмы решили пощекотать пятки гигантам индустрии — вводя моду на бег «босиком», а точнее в обуви с очень тонкой подошвой, которая лишь защищает кожу от порезов; некоторые врачи и антропологи, опрошенные газетой, поддерживают эту идею. Ниже полный перевод статьи, но сначала я должен порассуждать о том, почему мне очень понравилась эта идея — я же тоже эволюционный антрополог. Моя кандидатская диссертация — про эволюцию стопы приматов и происхождение человека, и для меня польза и естественность такого подхода очевидна.

Наши хвостатые предки лазали по деревьям, и для нужд акробатики их стопа имела множество подвижных суставов — вроде системы шарниров. Чтобы бегать по земле, нужно обладать совершенно другой стопой, как у лошади или собаки: сухощавой прочной палочкой, которая идеально передает удар, толчок — без потерь энергии. Я бы сравнил такую стопу с жесткой подвеской гоночного автомобиля.

У человека не было никаких шансов на такую стопу. Мы слезли с дерева и освоили ходьбу по земле всего за несколько миллионов лет — то есть мгновенно. Вместо того чтобы состязаться с тогдашними хищниками и копытными в стремительном беге «на жесткой подвеске», мы пошли — в буквальном смысле — другим путем и заполучили уникальную стопу. Мы превратили обезянью шарнирную систему в нечто особое: «опору для лунохода». Когда мы стоим и опираемся одновременно на пятку и «мысок», в стопе работают две пружины: продольный свод и поперечный свод. Это особая система связок и суставов, в отличие от лошадиной не жесткая, а амортизирующая.

1. Продольный свод:

2. Поперечный свод:

Поперечный свод — это дуга, покоящаяся на пятом и первом пальцах
Поперечный свод — это дуга, покоящаяся на пятом и первом пальцах

При ходьбе и беге продольный и поперечный своды помогают амортизировать удары. Очень быстро мы бегать не можем — нам не угнаться за лошадью с ее «гоночной подвеской», но зато мы хорошо ходим на большие дистанции. И вообще, тут уж не до претензий: вещь была сделана из палочек и веревочек за очень короткое время.

Когда ребенок рождается, его стопа, как котлетка, плоская; он же еще обезьяныш. Когда начинает ходить — в ответ на нагрузку кости связки и мышцы тренируются и правильно формируют два свода, поперечный и продольный. Вот почему важно, чтобы дети ходили босиком по твердому полу. На Западе педиатры это хорошо знают, а вот в России норовят нацепить обувь с супинатором — «для поддержки». Еще они навязывают обувь с жестким задником, чтобы не давать ребенку много ходить «на цыпочках» (а ему как раз нужно так ходить — это тоже тренирует продольный свод).

Последние десятилетия эволюции амортизирующей спортивной обуви — это стремление изнежить нас и снять нагрузку с продольного и поперечного свода, чтобы мы подсели на эту иглу и платили все больше денег. Риск травмы при этом не меньше, а больше: такая изнеженная стопа легче растягивается.

Но если мы отринем эти излишества и побежим — босоногие и розовощекие — по осенней опавшей листве — нам будет только лучше. Связки и суставы быстро натренируются, и мы будем снова как луноходы. Вот!

Прилагаю перевод статьи из NYT к тексту про босоногий бег.

Бегом от обувных компаний, сверкая пятками

Автор: Ами Кортезе

Опубликовано: 29 августа 2009 года

Тодд Байерс — один из 20 тысяч участников Сан-Францисского марафона. Как и все, он одет в футболку и шорты, и его не так-то просто отличить от других бегунов, если бы не одна бросающаяся в глаза деталь — он бегает босиком.

В Сан-Франциско видали всякое, но даже здесь босому марафонцу не удалось избежать косых взглядов. Фотографировали его только выше пояса, а один участник даже пожаловался:

— Хорошенькое дело, бежать без кроссовок! А если он так у меня выиграет?!

Тодду Байерсу 46 лет, он живет в Лонг-Бич, штат Калифорния, тренирует бегунов и организует праздники. С 2004 года он пробежал 75 марафонов — босой. В последнем, в Сан-Франциско, он показал результат 4 часа 48 минут.

— Да, люди как-то странно на это реагируют, — соглашается он, пожимая плечами.

Возможно, это неадекватная реакция. Исследования последнего времени показывают, что, несмотря на все высокотехнологичные нововведения в обувной промышленности, современные беговые кроссовки неспособны ни поднять результаты бегунов, ни защитить их ноги от травм. Некоторые бегуны твердо уверены, что им гораздо удобнее заниматься спортом в обуви, больше напоминающей этакие перчатки для ног,— если не вообще босиком.

Многие врачи не согласны с такой точкой зрения. В результате в спортивных кругах идут жаркие дебаты, где ломают копья, с одной стороны, небольшая группа «босоногих» бегунов и молодых исследователей и, с другой — истеблишмент обувной промышленности и спортивной медицины.

Другой результат споров — появление на свет инновационной обуви. Новые компании, такие как и Vibram, Feelmax и Terra Plana, намерены изменить статус-кво своими моделями с тонкой подошвой — по замыслу они должны соединить в себе пользу от бега босиком с известным уровнем защиты. Эта тенденция к минимализму может самым серьезным образом сказаться на положении в индустрии спортивной обуви, где за год оборачиваются 17 миллиардов долларов — и не только в сегменте беговых кроссовок.

Обувные гиганты защищают свою продукцию от нападок минималистов, утверждая, что их изделия повышают результаты спортсменов и защищают их от травм, не говоря уже о битом стекле и прочем дорожном мусоре.

Технологических новаций в обувной индустрии множество: здесь и материалы с памятью, и микросхемы, и многое другое. Несмотря на это, эксперты говорят, что травматичность бега среди спортсменов не меняется с 70-х годов, когда на рынке появились современные кроссовки. Более того, некоторые травмы, скажем, затрагивающие колени и ахиллово сухожилие, стали встречаться даже чаще.

— Нет никаких данных, что современные кроссовки помогают людям лучше бегать, — утверждает Даниэль Либерман, профессор эволюционной биологии человека из Гарварда, известный исследованиями о влиянии бега на эволюцию Homo sapiens.

Обувные гиганты стали таковыми и заработали миллиарды долларов на производстве сотен моделей обуви, которые призваны защищать ногу — делать бег мягче, исправлять недостатки анатомии, снижать нагрузки.

Например, в октябре этого года японская компания Asics выведет на рынок последнюю модель серии Gel-Kinsei. Эти кроссовки стоят 180 долларов и представляют собой чудо спортивной инженерии, в них имеется «система управления ударной энергией» и каблук с целой батареей амортизаторов. Уже сейчас в магазинах можно найти модель Porsche Design Sport Bounce:S, беговые кроссовки от Adidas со встроенными металлическими пружинами — по образцу автомобильной подвески. Одна пара стоит почти 500 долларов.

Иные люди скептически относятся ко всем этим технологическим изыскам, полагая, что пользы от них никакой. Доктор Крейг Ричардс, исследователь с медицинского факультета Университета Ньюкасла (Австралия) — и, нельзя не отметить, дизайнер минималисткой обуви — опубликовал в прошлом году обзор медицинской литературы по данному вопросу в «Британском журнале спортивной медицины» (The British Journal of Sports Medicine). Оказалось, до сих пор не имеется ни одного клинического исследования, которое бы показывало, что беговые кроссовки с амортизацией и иными ортопедическими особенностями действительно снижают травматичность или повышают результаты спортсменов.

С другой стороны, как отмечают эксперты, нет и исследований, которые бы показывали преимущества минималистского подхода. Иные даже говорят, что он попросту опасен.

— Человеческая популяция так устроена, — говорит доктор Льюис Махарам, медицинский директор группы New York Road Runners, которая организует Нью-Йоркский марафон, — что в 95 процентах случаев бег без обуви доставит вас прямиком ко мне в кабинет. Чтобы бегать босиком, нужно быть биомеханически совершенным — но такова лишь мизерная часть человечества.

Стало быть, почти любому необходима специальная обувь — с амортизацией или ортопедической коррекцией.

Несмотря на это, число людей, которые верят в «натуральный бег», неуклонно растет. Такие люди хотят если не бегать босиком, то хотя бы надевать на ноги как можно меньше обуви. Их пока мало — иные скажут, это просто еще одна маргинальная группа. Однако интерес к ним не ослабевает и подпитывается рядом книг — таких, как руководства по популярным ныне тренировочным техникам ChiRunning и Pose Method, где педалируется «более согласная с природой» походка, и таких, как бестселлер марафонца Кристофера Макдугала «Рожден для бега».

Сторонники этого подхода утверждают, что босая нога идеально подходит для бега на длинные дистанции и что, заковывая ее в тиски современной высокотехнологичной спортивной обуви, мы лишь ослабляем мышцы и сухожилия ног, а заодно блокируем канал, по которому поступает в мозг информация о дорожном покрытии.

— Не будет большим преувеличением сказать, что обувь стала на пути эволюции, — говорит Галахад Кларк, обувщик в седьмом поколении и директор компании Terra Plana, что в Лондоне. — Обувь — это, если хотите, саркофаг для ног, она не дает ноге работать так, как это замыслила природа.

Обувные гиганты тоже обратили внимание на новую моду. Первым подхватила идею фирма Nike, выпустив модель Nike Free, гибкие кроссовки для «бега словно бы босиком». В них меньше амортизации, чем в обычных моделях компании. Появилась Nike Free в 2005 году, когда в Nike обнаружили, что подопечные одного очень известного тренера по бегу, которому фирма поставляет экипировку, тренируются босиком.

Другие игроки настроены критически. Саймон Бартольд, консультант компании Asics, особенно откровенен: по его словам, адепты «бега босиком» попросту ведут кампанию по дезинформации.

Меж тем на зеленых бульварах городка Конкорд, штат Массачусетс, можно в обед увидеть одного подтянутого пятидесятилетнего мужчину, который бегает... в каких-то необычных носках.

Это Тони Пост, президент и генеральный директор американского отделения компании Vibram. И на нем не носки, а тонкие резиновые «кроссовки», вроде перчаток, с отделениями для каждого пальца, называются FiveFingers. Они отлично продаются, их покупают бегуны и другие спортсмены, желающие усилить мышцы и сухожилия ног и достичь более высоких результатов.

Vibram — итальянская компания, известная своими жесткими резиновыми подошвами. Несколько лет назад, изобретая модель FiveFingers, в компании полагали, что эту продукцию будут покупать каякеры, каноисты, приверженцы йоги и им подобные. На деле же самыми лучшими покупателями оказались бегуны, завсегдатаи спортзалов и даже профессиональные атлеты — в FiveFingers тренируется, например, Давид Диль, игрок в американский футбол, защитник из команды New York Giants.

Тони Пост — ветеран обувной индустрии и знает, что говорит. По его словам, рынок давно был готов к некоторой встряске.

— Много лет формула успеха была такая: «вкладывай в обувь как можно больше нового». Ну а теперь мы решили все это вложенное из обуви вынуть.

Модель FiveFingers выглядит необычно, но в ней слышен отголосок былых времен. Человечество едва ли не всю свою историю бегало босиком или в обуви на плоской подошве. Согласно исследованиям профессора Либермана, два миллиона лет назад именно способность наших предков преодолевать бегом большие расстояния позволяла им брать убегающую от них мясную добычу измором — отсюда возможность регулярно питаться белковой пищей задолго до изобретения копий и лука со стрелами. Преимущество бега босиком проявлялось и в позднейшие времена, скажем, на летних Олимпийских играх 1960 года в Риме, где состоялась сенсация — марафон выиграл эфиоп Абебе Бикила, вышедший на дистанцию без обуви.

Все изменилось в начале 70-х, когда Билл Боуэрман, бизнесмен и по совместительству экс-тренер по бегу, создал беговые кроссовки с амортизацией. Его обувь позволяла бегунам делать более длинные шаги и приземляться на пятку, а не, как обычно до того, на переднюю или среднюю часть стопы. Билл и его партнер Фил Найт стали продавать свое изобретение под маркой Nike. Что было дальше, известно всем.

В эту же эпоху миллионы американцев завели себе новое хобби — бег. Совпадение этих двух событий знаменовало начало золотого века исследований в биомеханике.

— Все очень беспокоились о травматичности нового хобби, ведь столько людей разом вышли на улицы бегать, — говорит Трамас тен Брук, глава исследовательского отдела компании New Balance. Логика производителей обуви, по его словам, была такая: если создать каблук с амортизацией и сделать его потолще, то можно будет снять часть нагрузки с ахиллова сухожилия.

Последствия можно видеть сегодня в любом спортивном магазине: полки заставлены кроссовками с каблуками толщиной в три с лишним сантиметра, напичканными разными ортопедическими приспособлениями, компенсирующими избыточное вращение стопы наружу, избыточное вращение ее внутрь и прочее, и прочее.

Крис Макдугал, автор книги «Рожден для бега», говорит, что врачи и продавцы, рекламируя подобную обувь, оказали бегунам медвежью услугу:

— Люди покупают эти кроссовки, думая, что те помогают им лучше бегать, а это ложь.

В книге Макдугала главные герои — индейцы из мексиканского племени тарахумара, знаменитые своими забегами на сто миль. Бегают они почти босиком — вместо обуви у них полоски резины. Книга «Рожден для бега» стала своего рода манифестом сторонников бега босиком.

Сам Макдугал долгое время страдал от болей в ногах настолько, что врачи посоветовали ему бросить бег. Тогда он попробовал бегать в обуви на тонкой подошве. И теперь, утверждает он, ему легко даются длинные дистанции — ни обуви, ни боли.

Аналогичную историю вам может рассказать любой адепт бега босиком.

— Когда это случается, люди приходят в экстаз, для них это словно божественное откровение, — говорит Галахад Кларк из Terra Plana.

Их первая модель минималисткой обуви, Vivo Barefoot, предназначена для джоггинга, более серьезная модель для бега, Evo стоимостью в 150 долларов, поступит на рынок в конце года.

Продажи минималистской обуви пока еще невелики, но быстро растут. В этом году Галахад Кларк рассчитывает продать 70 тысяч пар такой обуви — это вдвое больше, чем в прошлом. Обувь продается в основном через Интернет, а еще у Terra Plana есть десять магазинов по всему миру.

В компании Vibram говорят, что продажи FiveFingers утраиваются каждый год с момента появления модели на рынке в 2006 году. Тони Пост ожидает в этом году дохода в 10 миллионов долларов — и это в одной лишь Северной Америке.

Профессионалы, соглашаясь, что, возможно, у бега босиком есть свои преимущества, советуют тем, кто решил попробовать бегать без обуви, начинать с осторожностью — свои привычки следует менять не торопясь. Кроме того, говорят они, нужно провести большой объем исследований, прежде чем можно будет что-либо утверждать.

Шон Мёрфи, начальник отдела перспективной продукции компании New Balance, говорит, что имеется большое количество работ, подтверждающих, что «обувь исправляет биомеханические недостатки ноги и уменьшает факторы риска, тем самым снижая вероятность травмы».

На просьбу привести пример такой работы, Шон ссылается на исследование, опубликованное в 2006 году тремя аспирантами. В работе было показано, что использование нужного типа обуви может снижать ударные нагрузки на стопу и ограничивать избыточное вращение костей ног. Насколько снижается травматичность, в работе не оценивалось.

На фоне жарких споров обувная индустрия активно занялась исследованиями бега босиком и «естественной походки». Гиганты обувной промышленности, конечно, не хотят упустить момент: а что, если мода на бег босиком не останется просто модой?

Шон Мёрфи и Трамас тен Брук изучают биомеханику бега босиком в лаборатории компании New Balance, что в городке Лоуренс, штат Массачусетс. Они исследуют также подошвы различной толщины. Их цель — создание «более тонкой» обуви.

Перспективы в этой области видят и в компании Asics.

— По мере совершенствования технологий мы будем переходить на более минималистские форматы, это ясно, — говорит Саймон Бартольд.

Крупные компании могут извлечь из моды на бег босиком большую прибыль — но могут и остаться у разбитого корыта.

Данни Дрейер, бегун на длинные дистанции и изобретатель метода ChiRunning, который основан на принципе концентрации энергии по технике тай-цзи и дает возможность бегать с меньшими затратами сил, рассказывает о своем опыте работы с крупными компаниями по дизайну минималистской обуви. Всякий раз, утверждает он, вопросы маркетинга и прибыли отводили дизайн на второй план:

— В этих компаниях действует универсальный принцип: чем больше технологии в обуви, тем лучше.

Саймон Бартольд из Asics как раз работал с Данни Дрейером. По его словам, у обувных гигантов на первом месте интересы бегунов:

— Мы изо всех сил стараемся защитить атлета от травм.

Nike называет свою минималистскую модель Free «инструментом для тренировок». В этой серии имеются модели с разными уровнями амортизации, стоят они от 55 до 110 долларов.

— Главное — это предлагать клиентам выбор, ведь у каждого бегуна свои потребности, — говорит Дерек Кент, пресс-атташе компании Nike. — Если вы хотите испытывать такие же ощущения, как при беге босиком, вам подойдет модель Free, а если хотите больше амортизации и защиты, то вам подойдут другие наши модели. Чего бы вы ни хотели, у нас найдется модель как раз для вас.

Nike отказался сообщить конкретные цифры, но, по словам Дерека Кента, за последние два финансовых года продажи моделей Free бурно росли, особенно в Японии и Китае.

Курт Мунсон, совладелец магазина беговой обуви Playmakers, в городке Окемос, штат Мичиган, говорит, что в последнее время слышит на переговорах с крупными компаниями одно и то же: «они понимают, что им необходимо как-то реагировать на новую моду, но пока они еще не поняли, каков должен быть масштаб реакции». Ему кажется, крупные игроки думают так: хорошо, мы можем сказать, что минималистская обувь — лучшая. Но мы хотим, чтобы нас поняли правильно, а то вроде выходит, будто все, что мы делали до того, — мусор.

Сам Курт Мунсон бегает в FiveFingers, и ему кажется, что бег босиком — это более чем просто мода:

— Большинство людей еще не готовы бегать босиком, но я полагаю, что они вполне готовы принять философию «чем меньше обуви, тем лучше».

А вы не знаете, в Москве продаются уже такие «босые» кроссовки? Очень хочется попробовать.