«Движение» — новый кинофестиваль на карте России, он пройдет в Омске с 24 по 28 апреля под президентством Артема Михалкова. Критических голосов достаточно: мол, все с фестивалем понятно, папенькин сынок завел себе игрушку, господдержка на всех уровнях обеспечена, что автоматически приравнивается к цензуре и трактуется как преграда работам, смело бичующим общественно-политическое устройство. Я не сторонник такой заочной критики — не только потому, что сердитых картин у нас раз-два и обчелся: все немногое, что есть, преимущественно неигровое, а единственный жесткий политический фильм — «За Маркса…» Светланы Басковой — уже побывал и на «Кинотавре», и в Берлине, да и не дебют вовсе. Фестивали в регионах — реальный шаг к децентрализации страны, расширение арт-пространства. Омск — второй по численности населения город в Сибири, в 1918–1920 годах столица Белой России и родина «Гражданской обороны» — сегодня известен в первую очередь своим драматическим театром, регулярно номинирующимся на «Золотую маску». Есть шанс, что кинофестиваль в городе не потеряется. Программа интригует. Фильмы отбирали люди с отличным кинематографическим вкусом: программный директор Стас Тыркин, обозреватель «Комсомольской правды» и контрибьютор журнала «Сноб», и Антон Сазонов, автор проекта «Кино на "Снобе"», посвященного молодой режиссуре. Молодость — основной критерий «Движения», официально называющегося фестивалем дебютов. Но «дебют» трактуется расширительно — это не обязательно режиссерский дебют, дебютантами могут быть драматурги, операторы или актеры; по сути же это фестиваль молодого кино.

В основном конкурсе «Движение. Вперед» — восемь фильмов, из них пять российских премьер, что достижение: конкуренция в фестивальном мире серьезная, совсем скоро грядут крупнейший национальный смотр «Кинотавр» и Московский Международный. Самые любопытные премьеры — «Маруся», российско-французская копродукция румынского режиссера Евы Перволовичи, чьи короткометражки были в программах Роттердама, Берлина и Канна. «Салам, Масква!» — завершенный фрагмент сериала Павла Бардина, автора «России 88» и «Гоп-стопа»; по названию ясно, что чуткий к горячим темам режиссер взялся за проблему мигрантов в столице. «Зима мертвецов. Метелица» Николай Пигарева — отечественный зомби-хоррор, снятый на голом энтузиазме. И «Денис Давыдов Trip», документальный проект Ксандры Колесник и Антона Серегина, студента Марины Разбежкиной, одного из авторов эпоса «Зима, уходи».

Внеконкурсная секция включает «Движение. Вектор» — фестиваль фестивалей, панораму лучших российских фильмов года; «Движение. Жизнь» — раздел, целиком посвященной неигровому кино; «Движение. Начало» — программу короткого метра, ретроспективную часть «Движение. Бумеранг», оммаж телевидению «Движение. Навстречу» и цикл лекций и мастер-классов, объединенных в «Движение. Школа». Выглядит все чертовски многообещающе. Скрестим пальцы и будем следить за развитием событий.