

Брехт политичен. Без стеснения и обиняков, как мало кто в истории театра. В этом одна из причин его востребованности сегодня — философ-революционер не приукрашивал человеческую природу, но верил в возможность переустройства мира; за такое обычно обвиняют в экстремизме, но он классик, ему можно. Инсценировки Брехта наступают друг другу на пятки — только что ученик Сергея Женовача Александр Коручеков выпустил в Театре п/р Олега Табакова «Страх и нищету в Третьей империи».
Одновременно прошли премьеры «китайских» текстов: пьесу «Добрый человек из Сезуана», положившую когда-то начало любимовской Таганке, в театре им. А. С. Пушкина поставил Юрий Бутусов. Построенную как сборник афористичных эссе «Ме-Ти. Книгу перемен» художник Вадим Захаров вместе с женой, переводчиком и редактором Марией Порудоминской, превратил в «Идеологическое дефиле» в Арсенале нижегородского Кремля, где размещается филиал ГЦСИ.
Брехт мобилизует. В версиях Бутусова и Захарова нет того, в чем советские чиновники обвиняли Юрия Любимова, — «политического скептицизма и фрондерства». Что не сказывается на их драйве. У Бутусова звучат зонги Пауля Дессау — актеры исполняют их на немецком, языке романтиков и солдат, после зонга о восьми слонах даже глухому и слепому ясно, что у Бутусова рок-н-ролл в крови; финальный монолог гениальная Александра Урсуляк в роли святой проститутки Шен Те (и ее жестокосердного «брата» Шуй Та) перекладывает на рэп.
Для постановки Захарова Алексей Сысоев написал оригинальную партитуру — нижегородский ансамбль NoName вместе с приглашенным музыкантом Дмитрием Власиком играют будоражащий микс медитации и громоподобного камлания, тоже, своего рода, мутировавший рок-н-ролл. Настоящий Брехт не может быть анемичным, даже если речь идет о тексте, лишенном, в отличие от «Доброго человека...», мелодраматических или фарсовых мотивов, тексте, где одна идея с другою говорит.
Для нижегородского Центра современного искусства «Идеологическое дефиле» Захарова — еще один шаг в сторону смычки contemporary art с театром, начатой прошлым летом оперой «Марево» дуэта Провмыза. Спектакль сложился в рифму с проходившей параллельно выставкой «Елка Вальтера Беньямина»: эта остроумнейшая инсталляция в семи частях материализует страницы «Московского дневника» великого немецкого философа. Начинается «Городом», дающим возможность взглянуть на обледенелую Москву 1926-го глазами Беньямина, заканчивается «Политикой», в которой посетитель выставки ступает на шаткий деревянный настил — такой же нестабильный, как политическая ситуация того времени. Так же и «Дефиле» Захарова материализует мысли, вложенные Брехтом в уста вымышленных китайцев Ми-Энь-Ле, Ка-Ме, Ни-Энь, Хи-Э, То-Цзы или Мастер Са, за которыми нетрудно угадать Ленина, Маркса, Сталина, Гитлеру, Троцкого или Розу Люксембург. По сцене-подиуму шествуют артисты в фантастических костюмах — но играют они не людей, а тезисы, это дефиле оживших текстов. Только олицетворяющий Брехта поэт Кин носит джинсы и футболку — представитель мира людей, заброшенный в космос историко-философской риторики.