Много-много лет назад мы вместе с одной прекрасной женщиной придумали арт-объект. Арт-объект висел у нас в квартире. Это было зеркало, на котором красной помадой было написано: «Посмотри, во что ты меня превратил!» То есть это мы так тогда шутили.

И вот теперь, уже без всяких шуток, этим же вопросом занялись серьезные исследователи. Изучают они, в частности, такую штуку, которая называется «самообъектификация». Что это? А вот что: женщины так привыкли к тому, что их рассматривают лишь как предмет потребления, что начали и сами на себя смотреть глазами воображаемого потребителя их женской прелести. То есть они воспринимают собственное тело не как инструмент для жизни, для выполнения тех или иных функций, а как (сексуальный) объект для внешнего наблюдателя.

И не надо думать, что это какая-то чепуха. На самом глубоком теоретическом уровне это совсем не чепуха, потому что осознание себя — самосознание — важнейшее свойство личности, это сама личность и есть. И в этом смысле то, как вы воспринимаете собственное тело, принципиально важно. А на самом поверхностном бытовом уровне всякие глупые девичьи анорексии и тому подобные расстройства психики — прямое следствие этой пресловутой самообъектификации. Девушка просто перестает воспринимать, что ей надо срочно съесть гамбургер для хорошего самочувствия — все ее внимание сосредоточено на том, какая она стройная и будет еще стройнее. В результате голодная смерть или, в лучшем случае, дурка.

Но действительно ли вот это самое упоение своим внешним видом способно помешать женщине чувствовать, чем на самом деле живет ее организм? Этот вопрос и пытались разрешить Вивьен Айнли и Манос Цакирис.

Они отобрали полсотни студенток и для начала померили у них степень самообъектификации посредством наводящих вопросов. Вопросы, например, такие: «Я всегда пытаюсь осознать, что я делаю», или «Мне трудно сосредоточиться, когда на меня смотрят» — из ответов исследователи выводили степень «самосознания» (self-consciousness) испытуемой. Другие вопросы относились непосредственно к восприятию своего тела: «Иногда я чувствую внутреннее напряжение», «Я знаю, какие части лица у меня самые красивые», «Моя координация движений лучше, чем у многих людей». Из этих ответов складывался определенный тип «осознания тела» (body consciousness), причем в нем можно было выделить «частный» и «публичный» аспекты. То есть важно ли вам ваше тело само по себе, как живущее внутренней жизнью, или как инструмент для каких-то свершений, или как объект для рассматривания другими людьми.

А потом девчонкам прикрепили на палец машинку, которая считает пульс. А самим им дали указание прислушаться к себе и посчитать свой собственный пульс без всяких приборов. Это, кстати, легко: просто расслабьтесь, и вы непременно услышите удары собственного сердца.

Или не услышите, если ваше восприятие собственного тела уже испорчено.

Результат был именно такой: чем выше была степень самообъектификации у девушек — то есть чем в большей степени они воспринимали собственное тело как объект для любования, — тем хуже у них получалось оценить частоту собственного сердцебиения. Причем корреляция была именно с «публичным восприятием» своего тела — с тем, насколько девушке важно направленное на нее извне внимание наблюдателей.

Понимаете, насколько все серьезно? Таинственная жизнь организма, например, отношения между сознанием и сердцем, оказывается под угрозой. Просто от того, что эти девчонки привыкли считать себя вещью, предметом любования и потребления. А не товарищем по борьбе, или там единомышленником, астральным близнецом, боевой подругой, ну я не знаю, что там такое надо внушать своей даме, когда она начинает ныть, что у нее на животе есть некрасивая складка, и в итоге отказывается проедать корм.

Учитывая результаты этих исследований, сегодня, в День святого Валентина, я предлагаю всем джентльменам перестать относиться к женщине потребительски. А наоборот, относиться к ней как к богине. От этого она сразу почувствует, как ее сердце забьется чаще.

С праздником.