Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Владимир Сорокин: Булимия

Перечитывая книгу дяди Гиляя «Москва и москвичи», нашел описание одного обеда в известном московском ресторане Тестова в 1897 году

+T-

Перечитывая книгу дяди Гиляя «Москва и москвичи», нашел описание одного обеда в известном московском ресторане Тестова в 1897 году, на который автор бессмертной книги о московских нравах пригласил двух своих друзей — актера и инженера. Троица пообедала по-московски. Пообедала, надо сказать, весьма неплохо.

Все началось с вопроса Гиляровского к седовласому половому:

— Чем, братец, угостишь?

Опытный братец ответствовал:

— Янтаристый балычок с Дона, белорыбица с огурчиком, икорка белужья и паюсная...

Подали два окорока провесной ветчины, нарезанной «прозрачно розовыми, бумажной толщины ломтиками», тыкву с огурцами, блюдо семги с угольниками лимона, мозги на обжаренном хлебе, селедку астраханскую.

Это была холодная закуска.

«Выпили попервоначалу под селедочку. Потом под зернистую с крошечным расстегаем из налимьих печенок, по рюмке сперва белой холодной "Смирновки" со льдом, а потом ее же, подкрашенной пикончиком, выпили английской под мозги и зубровки под салат "Оливье".

Половые черпали серебряными ложками икру из серебряных жбанов (!) и раскладывали по тарелочкам.

Потом подали и горячую закуску: селянку (не путайте с супом, она готовилась на сковороде), а к ней — большой расстегай, который седой половой разрезал "моментально и беззвучно" на десятки узких ломтиков в виде цветка:

— Помилуйте-с, сорок лет режу!

За селяночкой последовали телячьи котлеты со спаржей, лососинка Грилье, а завершилось все жареными поросятами с кашей (каждому по целому поросенку!):

— В полной неприкосновенности, по-расплюевски! — как потребовал актер.

Друзья с аппетитом ели, а оркестрион в зале выводил: "Вот как жили при Аскольде наши деды и отцы..."»

Так ела русская интеллигенция в конце XIX века. И заметьте, что это не какие-нибудь купцы-обжоры, давящиеся сотым блином.

Я бы, наверно, умер после такого обеда, даже если все съеденное и запивалось бы большим количеством водки.

Седовласый половой доложил Гиляровскому, что нынче у Тестова позавтракал Влас Дорошевич (известный журналист тех времен):

— Шесть поросячьих окорочков-с под водочку изволили скушать! Очень любят-с их с хренком и сметанкой.

Смог бы современный журналист, например Сванидзе или Панюшкин, на завтрак съесть хотя бы три поросячьих окорочка? Что бы они смогли написать после этого? А Дорошевич преспокойно отправился в редакцию «Московского листка» писать по горячим следам свой очередной фельетон.

В доме Льва Николаевича Толстого в обычный день подавали обед из пяти блюд, что вызывало негодование хозяина, пахавшего и пилящего дрова с мужиками: «Вернулся домой, там лакей в белый перчатках... филеи, осетрина... невыносимо!»

Лев Николаевич просил готовить ему мужицкую еду: картофь печеную, грябы соленыя, шти, кашу. Но ел много, и от крестьянской еды у него частенько болел живот.

Как-то заметно много ела русская интеллигенция в конце XIX века. Помнится в «Климе Самгине», горьковском достаточно тенденциозном «романе-прощании» с интеллигенцией, все постоянно едят, пьют, закусывают, философствуют на пикниках за шашлыками, все дискуссии происходит в кабаках или за домашним застольем. Распутина ведь тоже отравили за столом. Накануне революций интеллигенция явно переедала.  

Наедалась впрок? Или в последний раз?

А может, это род булимии? Есть, есть, есть, когда надвигается что-то страшное и неумолимое?

Комментировать

Комментарии

1-62 из 63 комментариев
Максим Терский
а может фантазия голодного автора?

сытый журналист Гиляровский не написал бы книги, как и мещански благополучный Булгаков вряд ли. вот и объедались "трансцендентально"

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    12:44  25.08.09
У графа Толстого было только четыре зуба.

Остальные он потерял во время Кавказской компании. Бороду он отрастил чтобы скрыть излишне впалые щекки и вегетарианцем тоже не был, просто прожевать не мог, а жена ему на мясных бульенчиках кашку грела.

Максим Терский
Максим Терский    13:18  25.08.09
тоже значит конструктивно урчало в животе, стимулируя творческую активность

хотя у графа, таких расписных застолий в текстах не припоминаю, как у некоторых советских обездоленных авторов

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    10:01  26.08.09

   Иван, Ваша история про 4 зуба графа - миф. У Льва Николаича зубы были неважные, стоматологи жили далеко от Ясной, но беззубым он не был. И уж никак вегетариантсво у него с потерей зубов связано не было.   

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    21:11  30.08.09
Это рассказала одному моему доброму приятелю экскурсовод в Ясной Поляне.

Но быть может немного преувеличила.

Илья Колмановский Илья Колмановский

Я думаю, возможности человека были одинаковы во все времена. Люди просто пробовали по чуть-чуть от каждого блюда.

Просто в 20м веке еда стала дешевой, и отпала нужда в заклинании голода при помощи такого количества переведенной зря пищи.

На нашем веку я помню период: 1990-92 гг - самые страшные в смысле обжорства застолья: потребность защититься от страха голода - во времена карточек, и сразу после.

Александр Черданцев
Александр Черданцев    16:39  25.08.09

А как же с Дорошевичем? Он что, как хохол из анекдота, окорочка просто понадкусывал?

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    18:07  25.08.09

да!

Александр Черданцев
Александр Черданцев    18:20  25.08.09

Нормально. Вот ведь люди жили...

Александр Черданцев

Там, у Гиляровского, есть еще некоторые свидетельства, в которые поверить невозможно, вроде 800 (восьмисот) пельменей на восемь человек купцов (если правильно помню). Короче, обмельчали люди...

Степан Пачиков
Степан Пачиков    21:28  25.08.09

(Задумчиво смущенным голосом) А что, сто пельменей на человека это много? Они же ма-а-аленькие! Мы студентами в Тбилиси по 40 хинкали и по полдюжины бутылок пива на человека - легко и с удовольствием!

Стас Жицкий
Стас Жицкий    21:44  25.08.09

Сотня маленьких – нормально!

Я сегодня на завтрак необременительно штук сорок слопал. Не наелся.

Максим Терский
Максим Терский    03:18  26.08.09
ого!

вы все же осторожнее, "ибо ножом и вилкой копаем мы могилу себе"

хотя на счет пельменей, солидарен. самый незабываемый вкус вынес из Японии, где в китайском ресторане, подали такие, похожие на вареники. очень жалею, что не запомнил название, что-то вроде гедзе, но крупнее и вкуснее...

однако, на завтрак и одного есть не стану.

Стас Жицкий
Стас Жицкий    13:40  26.08.09

Могилу мы себе копаем всю жизнь, причем не только столовыми приборами, но и всякими другими инструментами. О месте души в жизни вечной надо думать, а не о вреде холестерина!

Максим Терский
Максим Терский    04:35  27.08.09
согласен

прям щас и начну :)

Maxim Shaposhnikov
Maxim Shaposhnikov    11:10  28.08.09

Собственно, пельмени в китае изобрели ;)

Лучшие dumplings в своей жизни я ел в бейджине :)

 

Александр Черданцев
Александр Черданцев    23:02  25.08.09

Значит, и в наше время есть люди...

Просто Гиляровский указывал, что пельмени были большие. Под стать купцам.

Но, конечно, хинкали - это серьезно. Это Вам не пельмени.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    17:21  25.08.09

Я вот всячески за возвращение тех времен! Мне кажется, что только вернув гуся с квашенной капустой на столы среднего жителя России мы сможем приступить к реформированию всех остальных сфер - экономики, политики, искусства и тд. В общем, все дело в гастрономии! От нее все!

Именно тогда ели как надо. А вот сейчас - (как и вообще после 1917 года) - питаются отвратительно. Совок сгубил национальную кухню. На корню вырубил вместе с поварами и всеми теми, кто еще помнил о по-настоящему вкусной и здоровой пище.

Александр Черданцев
Александр Черданцев    18:30  25.08.09

А что, гусь с капустой сейчас недоступен?

Я понимаю, возвращение черной икры из серебряных жбанов. Это серьезный подход к снаряду.

Кстати, попалась тут как-то поваренная книга 19 века от повара принца Вюртембергского, изданная в Санкт-Петербурге. Просто какая-то кулинарная симфония (на современную тему, как же жили люди в старину). Но 2-е издание. Так там опубликованы отзывы петербуржцев на 1-е издание. И они были очень недовольны отрывом этого повара от повседневной реальности. Так прямо и писали, мол, не надо нам таких изысков, можно подумать, что мы так кушаем.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    20:57  25.08.09

У Вас много знакомых, которые едят гусей?

Александр Черданцев
Александр Черданцев    23:06  25.08.09
Да нет, немного.

Я имел в виду, что это доступно. А есть вещи, которые просто уходят (типа икры). А гуся я не очень люблю. Наверно, просто не умею готовить.

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    10:11  26.08.09

   Да, например, паюсная икра ушла, похоже, навсегда. Мне она в те времена казалась вкуснее зрнистой.   

Александр Черданцев
Александр Черданцев    10:25  26.08.09
Возвращаясь к исходной теме

А по поводу историй Гиляровского подозреваю, что он преувеличивал. Это же репортер и охотник за сенсациями. И привычка преувеличивать становится второй натурой. Иначе читать никто не будет. Может, и булимия тогда ни при чем.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    10:31  26.08.09

Папа ммне рассказывал, как он однажды оказался утром в ресторане гостиницы Националь. Было начало 60-х. За соседний столик сел некий, как папа сказал, "господин". Он себе на завтрак заказал водки графин, свежих огурцов и паюсной икры. Затем он с большим аппетитом и ощущением собственного достоинства разрезал огурцы вдоль и мазал на них икру. Наливал водку и закусывал. Папа был поражен. Он потом лет 30 хотел повторить это. Но не сложилось.

Только что подумал, что мне нравится доводить до конца всякие папины затеи  - но вот эту не получится. Паюсной икры, действительно, не сыскать. 

Стас Жицкий
Стас Жицкий    13:36  26.08.09

Я, кстати, помню эту его историю. Потом попробовал, только не с паюсной, а с зернистой. Не закуска, а мечта алкогурмана!

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    10:26  26.08.09

   Борис, можно попробовать повторить такой обед. Вы будете за Гиляровского. А двое других?    

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    12:58  26.08.09

Я согласен!!! Безусловно согласен! Приглашаю Вас! Третьего сейчас придумаем. Придете?

Дело, конечно, не простое - повторить чтобы к тексту как можно ближе было. Но попробовать надо!

Стас Жицкий
Стас Жицкий    13:35  26.08.09

Чего придумывать? Я готов!

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    13:44  26.08.09

Ю велком!

Стас Жицкий
Стас Жицкий    14:33  26.08.09

Осталось понять, кто нас так накормит...

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    15:45  26.08.09
будем искать

но этому кому то я очень хочу помочь все это приготовить

Стас Жицкий
Стас Жицкий    21:54  26.08.09

Какой-нибудь ресторан русской кухни...

"Пушкинъ"? "Царская охота"? Впрочем, я не спец по ресторанам.

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    14:27  26.08.09

   Ну вот, а я ккак раз последнее время ограничил себя в чревоугодии...Может, я просто посмотрю?

Можно рискнуть... поближе к холодам. A propos - паюсную икру в принципе не трудно и самому сделать: это просто зернистая икра, полежавшая под гнетом.   

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    15:26  26.08.09

Может сделаете исключение? Один раз. Например, в середине сентября? 

Ирина Матинян
Ирина Матинян    17:47  28.08.09

У нас в семье всегда принято было с почтением относиться к еде, а как готовила бабушка и как готовит мама! ммм... Правда я выросла в Тбилиси :)

Анна Карабаш Анна Карабаш

Ну за всех говорить не надо. У меня свекровь (она живет в Питере) готовит так, что с ума можно сойти. И гуся тебе пожалуйста, и капусту квашеную, и пироги с черникой и ревенем, и шурпу, и пасту с лососем, и творожники (так они в Питере называют сырники). Сама делает соус песто и солит грибы. Родилась сильно позже 1917 года, между прочим. И муж говорит, что он все детство питался примерно в этом духе. И что в кругу его друзей и друзей родителей в Питере подобное гурманство вообще норма жизни. Его версия: что это реакция на блокаду, после которой для многих ленинградцев еда - это святое.  

Максим Котин Максим Котин
Максим Котин    19:31  25.08.09

Да-да, не надо за всех говорить)) Ваш ленинградский случай все же частный. Как и мой. У меня вон бабушка блокаду пережила, но такую рыбу в кляре готовила, что на двадцать лет отбила у меня интерес к рыбе начисто

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    20:59  25.08.09

а я, конечно, не за всех. Есть, слава гастрономическому богу, исключения. Этим и живем! и хвала свекрови! Таких свекровей надо беречь и любить как национальное достояние!

Максим Сырников
Максим Сырников    00:32  29.08.09

В Питере сырники называют творожниками?

 

Анна Карабаш Анна Карабаш
Анна Карабаш    08:28  29.08.09

Моя свекровь и ее муж утверждают, что да. А у вас  какая версия?

Максим Сырников
Максим Сырников    11:13  29.08.09

Да сырниками чаще всего и называют. В каких-то отдельных семьях могут и творожниками называть,  но это довольно редкое исключение.

И в советском и в нынешнем общепите, в школьных столовках и вузовских буфетах - только сырники. Если в меню напишут "творожники" - коренные ленинградцы будут спрашивать и недоумевать.

Анна Карабаш Анна Карабаш
Анна Карабаш    11:27  29.08.09

Значит, они меня обманывали! Может, никаких парадных и поребриков тоже нет?

Максим Котин Максим Котин
Максим Котин    19:30  25.08.09

Читая эти описания, понимаешь, почему Данте выделил обжорам отдельный круг ада

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    20:59  25.08.09

Боже! он ждет меня....

Анна Карабаш Анна Карабаш

А я и не за всех. А только (см.выше) за родственников и знакомых кролика. 

Анатолий Волков
Анатолий Волков    20:15  25.08.09

всем приятного аппетита...

Стас Жицкий
Стас Жицкий    21:43  25.08.09

Анатолий, зачем Вы такие тексты читаете? В этом чтении для доктора вреда ровно столько же, сколько для едока – в поглощении описываемого!

Анатолий Волков
Анатолий Волков    23:42  25.08.09

веселья больше...

Максим Терский
Максим Терский    08:00  26.08.09
а вот позвольте полюбопытствовать

в деревнях в бородатые времена, считали, что коли человек способен много съесть, да еще выпить - то значит здоровье крепкое. это был такой тест на здоровье: "здоров ты братец выпить, да закусить". вспоминаются кадры из одной замечательной сказки, где князь себе дружину набирал, наливая в ведерный ковш какой-то жидкости (очевидно медовухи), затем ударял тестируемого кандидата в воины в грудь: устоит ли?

как с точки зрения сегодняшних медицинских взглядов это можно комментировать?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    09:43  26.08.09

а сколько раз в день они ели?

Максим Терский
Максим Терский    09:50  26.08.09
ну если один, предоположим...

у нас ведь, три всего варианта?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    20:19  26.08.09

и каждый день мясо?

Максим Терский
Максим Терский    04:42  27.08.09
предположим все то, что было на столе у приведенных героев Гиляровского

с вашего разрешения, попробую еще раз сформулировать вопрос.

Есть ли корреляция между потенциалом здоровья человека и количеством пищи и алкоголя. которые он может скушать за раз, не испытав при этом дискомфорта? как-то так :)

Анатолий Волков
Анатолий Волков    09:03  27.08.09

никакой с потенциалом нет... правда, обжоры хуже и меньше живут...

Максим Терский
Максим Терский    15:47  27.08.09

это то, что теперь принято считать. кто знает, может лет через дцать докажут, мол, что-то все-таки есть в этом...старики начинают есть меньше: здоровье уже не то...

но я не спорю, просто сомневаюсь

Анатолий Волков
Анатолий Волков    00:39  28.08.09

долгожители всегда малоежки...

Стас Жицкий
Стас Жицкий    13:33  26.08.09

А едокам тоже не грустно. Помните, что на Руси веселие есть?.. До первой язвы. Или до фатального заворота кишок.

Стас Жицкий
Стас Жицкий    21:53  25.08.09

В 1897 году вряд ли что-то надвигалось. Так что версия панической булимии представляется неубедительной. Банальный русский пантагрюэлизм: вон хоть того же Собакевича вспомним (как "типичного представителя поместного дворянства")...

Кстати, можно и поглубже в российскую историю забраться. Не помню где читал описания застолий времен что ли Алексея Михалыча – вполне себе обжорство процветало.

Владимир Сорокин
Владимир Сорокин    10:21  26.08.09

   Согласен, булимия наступила позже, уже в ХХ-ом. Гастрономические темы тогда активно проникли даже в поэзию, вспомните Северянина: 

Наликерьте сердца, орокфорьте мечты,

всех зовите на "ты".

Пейте уст алькермес, ешьте девий дюшес,

чтоб расудок исчез...

А самая большая булимия началась во время НЭПа. Моя бабушка рассказывал, что в те скоротечные годы в Питере все жевали даже на ходу.   

Стас Жицкий
Стас Жицкий    14:30  26.08.09

Кстати, по поводу гастрономических тем в поэзии...

Я какое-то время назад для одной нашей дизайн-задумки перелопатил кучу классических русских стихов в поисках поэтических воспеваний еды. Предполагая, что уж чего-чего, а этого добра должно быть навалом. Не тут-то было! Упоминания есть, а восторгов гастрономических мало. Нашел у классиков с пару дюжин стихотворений, не больше. Причем все – сильно хрестоматийные (типа про "ростбиф окровавленный" и "румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны"). Отчего-то не жаловали наши пииты гастрономию.

Что касается начала ХХ века, то ничего кроме "ананасов в шампанском" я и не припомню... Хотя  было еще про последний день буржуя, но это уже совсем не кулинарная поэзия.

А насчет НЭПа – это интересно...

Максим Терский
Максим Терский    16:15  27.08.09

это опять же доказывает, что на полный желудок не сотворишь великого. помните у классиков: "Бендер с утра еще ничего не ел, поэтому был особенно красноречив". цитата по памяти

Елена Пыльцова
Казачий дух не давал самому Гиляровскому есть мало

Мужчина он был дородный, острословный, испуганный в детстве страхом одиночества, и отчаянный хулиган. Такому брутальному охотнику за приключениями казалось, что все должны много есть, а по-другому они "вроде и не баре". А купцы, которых сейчас обвиняют в обжорстве непомерном, на самом деле питались умеренно, хотя к столу действительно подавались закуски рыбные, суп рыбный и мясной, второе блюдо также двух видов (рыбное, мясное), обязательный десерт, и чай. Нельзя забывать только, что с этого стола кормились как правило большие купеческие семьи, в которых было по шесть человек детей, домашняя прислуга, дворник, садовник. Ну и конечно гости, приезжавшие "на поклон к тётушке". Так что всем доставалось в самую плипорцию. Кстати  толстых в семье моего прадеда купца Алексеева Петра Алексеевича и его двоюродного брата Алексеева (Станиславского) Константина Сергеевича не было. Одна московская злая "привычка" оставила на них след - наследственный туберкулёз, который  всем последующим поколениям дал характерный "вытянутый" овал лица. Купцы времён Гиляровского были людьми образованными и большими тружениками, староверами (Алексеевы, Мамонтовы) кстати. И самое интересное, что как раз во время таких долгих дачных обедов впервые возникла мысль "что-то сыграть". Закончилось всё тем, что Константин Сергеевич оставил своё производство и "ушел" в искусство. Могу сказать, что Гиляровский в своей книге чуть-чуть преувеличил, но не стал от этого менее читаемым.

Теги: еда, блог, Владимир Сорокин
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое