«Зима, уходи!», коллективный проект студентов Марины Разбежкиной, — очевидный претендент на победу в конкурсе Cineasti del presente («Режиссеры настоящего») фестиваля в Локарно. Но у фильма есть опасные соперники
Кадр из фильма «Зима, уходи!»
Кадр из фильма «Зима, уходи!»
Кадр из фильма «Зима, уходи!»
Дебютные и вторые работы, включенные во второй локарнский конкурс, легко делятся на три категории. Первая — дебюты-дебюты, то есть залихватское и инфантильное, щенячье кино, которое и положено снимать начинающим режиссерам. Самый крутой представитель «детско-юношеской» сборной — «Обезьяна» (Ape) американца Джоэля Потрикуса, пригородная одиссея нелепого стэндапера-пиромана, пиршество абсурдного юмора, насилия и огня.
Кадр из фильма «Обезьяна»
Кадр из фильма «Обезьяна»
Кадр из фильма «Обезьяна»
Самый обаятельный — тоже абсурдистская (в духе «Зази в метро», только тяжеловеснее) комедия «Не в Тель-Авиве» (Not in Telaviv). На главную роль — съехавшего с катушек молодого преподавателя, берущего в заложники любимую студентку и начинающего чудить, — режиссер Нони Геффен назначил самого себя, взял в компанию пистолет и двух очень красивых девушек, зарядил саундтрек мелодичным, но мужественным гитарным роком Узи Рамиреса и оторвался как мог. По-моему, очень здравый подход к кинопроизводству.
Кадр из фильма «Не в Тель-Авиве»
Кадр из фильма «Не в Тель-Авиве»
Кадр из фильма «Не в Тель-Авиве»
А самый дилетантский фильм в этой компании, собравший тем не менее аншлаги, — молодежная драма «Все вниз» (Tutti giu), кино местного производства: снято в Лугано, в роли юной чемпионки по горным лыжам реальная спортсменка, локальная знаменитость Лара Гут. Восторженные вопли зрителей понятны, жюри же сбежало до окончания финальных титров.
Кадр из фильма «Все вниз»
Кадр из фильма «Все вниз»
Кадр из фильма «Все вниз»
Вторая категория — не совсем кино, то есть эксперименты, имеющие равное отношение и к contemporary art.
Медленный живописный «Инори» (Inori) — угасание горной японской деревни глазами лиричного этнографа из Мексики Педро Гонсалеса Рубио; 75-минутный — без монтажных склеек — проезд камеры по китайскому народному парку в фильме «Народный парк» (People's Park) Джей Пи Снядецкого и Либби Дины Кон; чистый видеоарт «Тектоника» (Tectonics) Питера Бо Раппмунда — серия подвергшихся компьютерной обработке статичных планов с ландшафтами на американо-мексиканской границе. Все это замечательные работы, уместные скорее в галереях, но не в кинотеатрах.
Кадр из фильма «Инори»
Кадр из фильма «Инори»
Кадр из фильма «Инори»
Кадр из фильма «Народный парк»
Кадр из фильма «Народный парк»
Кадр из фильма «Народный парк»
Кадр из фильма «Тектоник»
Кадр из фильма «Тектоник»
Кадр из фильма «Тектоник»
Наконец, третья группа фильмов — зрелое взрослое кино. Оно-то и может отвлечь от русской «Зимы» (в которой есть признаки всех трех вышеперечисленных групп) внимание жюри под председательством режиссера из Чада Махамата-Салеха Харуна.
Кадр из фильма «Воспоминания смотрят на меня»
Кадр из фильма «Воспоминания смотрят на меня»
Кадр из фильма «Воспоминания смотрят на меня»
Харун — автор чуть суховатых, но честных и благородных, затрагивающих проблемы этики и политики фильмов, так что хроника маленького русского бунта имеет все шансы завоевать его симпатию. Как и китайская семейная драма «Воспоминания смотрят на меня» (Memories Look at Me), печальный и безысходный фильм о неизбежном уходе близких, дебют актрисы Сон Фан, снявшей в ролях членов своей семьи реальных родственников (вышло своего рода прижизненное прощание, кино, снимающее смерть за работой). Как и «Орлеан» (Orleans) Виржиля Вернье, столкнувший сакральную историю и приземленную современность так же смело, как когда-то Глеб Панфилов в «Начале». У француза две стриптизерши оказываются в городе девы Жанны во время торжественных шествий и гуляний, посвященных святой воительнице. Прекрасное кино «Орлеан», но «Зима, уходи!» не хуже. Болею за наших!