Разумные книжки про строительство карьеры и психологию общения на работе рекомендуют начинать трудовой день с улыбки, избегать разговоров о сексе и политике, не сплетничать, не ругаться, не курить с коллегами, не пить на рабочем месте, не раздражаться и не смешивать профессиональное с личным. Но, читая их, невозможно отделаться от ощущения, что перед тобой вредные советы разной степени остроумия. Потому что в российской практике следование этим правилам неминуемо превратит вас в аутсайдера.

Даже самая западная компания, работающая в России по каким-нибудь трижды утвержденным корпоративным стандартам, будет то тут, то там являть управленческий стиль, ласково именуемый «рашн бизнес». Распознать его несложно: в бесконечных историях участников и очевидцев неизменно мелькают одни и те же сюжеты.

1. Лестница вверх

Момент знакомства с будущим работодателем — зачастую вершина карьеры в компании. Поэтому тут беззастенчиво набивают цену и заламывают суммы. Можно, конечно, поиграть в любимую эйчарами забаву и порассуждать о том, как вы видите себя в этой компании через пять лет. Однако исходить лучше из соображения, что через пять лет от этой фирмы не останется и следов, через год вас уволят, а через месяц вы сбежите сами.

2. Вы чьих будете

Зайти через черный ход всегда эффективнее, чем через парадный подъезд. Про «блат» и сложные родственные отношения, в которых состоят участники процесса, понятно и старо. Важно, что идеи, проекты и сотрудничество возможны лишь тогда, когда вас приводят за руку. Причем вы можете быть в этом вопросе профессионалом, а рекомендующий — подругой тещи вашего друга, не имеющей к делу никакого отношения. И это бы ладно, но ваш приход с улицы по собственной инициативе сам по себе работает против вас.

3. Кто вы такие

После удачных переговоров у коллег (руководства, подчиненных, партнеров) часто случается «амнезия». Когда договоренности нарушаются (а они нарушаются), в прямом разговоре о невыполненных обязательствах говорить станут о чем угодно, кроме, собственно, их самих. Будут жалобить (долги, депрессии, кризисы, похмелье, несчастная любовь), куртуазно уворачиваться, обещая перезвонить, написать, уточнить, все выяснить и уладить уже завтра, после чего с большой вероятностью исчезнут навсегда.

4. Немного нервно

Деловая переписка наводит на мысль, что адресат находится на грани нервного срыва. Рабочая манера подразумевает череду судорожных мейлов в самое неподходящее время суток с мольбами «срочно, важно!!!», после чего наступает затяжное затишье. Понять, дедлайн у людей или просто забыли принять прозак, обычно невозможно. Переписка же с потенциальными работодателями часто сводится к тому, что вам на полуслове перестают отвечать, если вы не знакомы лично.

5. Верь мне

При заключении договора юридический отдел будет умолять его подписать, клянясь, что он никогда не вступит в силу. То есть вам вручается разнообразно кабальный и абсурдный документ, о подписании которого не может быть и речи (особенно если вы собираетесь его выполнять). Все возражения встречают горячее понимание. Далее следуют обещания, что все это формальность, все всегда подписывают и вообще, вы что, нам не доверяете? Устные уверения никогда не сбываются, легкомысленные подписи всегда работают против вас, а сам факт, что вы эти документы читаете, в «рашн бизнес» всех настораживает.

6. Барские причуды

Коллектив подбирается на основе психологических потребностей руководства, а не профессиональных качеств сотрудников. В девяти случаях из десяти замечания, касающиеся работы, продиктованы понтами/полномочиями/настроением/бездельем критикующего, а вовсе не тем, что он действительно разбирается в вопросе. Примерно в половине случаев руководители отделов намеренно ищут человека с низким уровнем компетенции, чтобы не создавал конкуренции.

7. Помедленнее, пожалуйста

За дело не принято браться, пока предложение не озвучено дважды. В «рашн бизнесе» следуют старому анекдоту: первое, что должен сделать офицер, получив срочный приказ, — немедленно лечь спать, поскольку к утру его все равно отменят. Любую идею или поручение тут не воспринимают всерьез. Все настолько привыкли, что после спонтанных решений и судорожных звонков проекты стремительно забываются, что переносят этот опыт на все рабочие действия.

8. Back in USSR

Иногда русский менеджмент оказывается непоправимо советским. И тогда любое, самое мелкое дело оказывается невозможным. Покупка компьютера или принтера потребует многомесячной пляски с заявлениями и подписями. На переделку казенного сайта уйдут годы. Объяснения, что интересный дизайн — это не цветной шрифт и котятки, зайдут в тупик. Здесь никогда не берут на себя личную ответственность. Вместо этого говорят две кодовые фразы: «мы работаем в этом направлении» и «там забодали» (сопровождается трагическим взглядом наверх).

9. Друг человека

Харассмент считается доблестью, а не проблемой. Прямых домогательств почти нет (предложение на этом рынке давно превышает спрос), но процветает сексизм. Обсуждение декольте числится тут комплиментом, а не нарушением деловых границ. Кто с кем спит — повесткой дня, даже если вдруг никто и ни с кем. Любая девушка выслушивает на работе кокетливый мужской монолог: «Я не люблю работать с женщинами, потому что они истерички». (Тут бы быть американкой и озолотиться.) Попытки же нейтрализовать грубость или охладить пылкость неизменно приводят к обвинениям в отсутствии чувства юмора.

Практика показывает, что переделать «рашн бизнес» почти нереально. И научиться эффективно с ним взаимодействовать можно, лишь поняв, как он устроен. Но, если отказаться от правил этой игры и разрешить себе быть белой вороной, возможно, однажды таких ворон наберется на целую стаю.