Ученые из Корнельского университета двадцать лет морили голодом макак-резусов и убедительно доказали: многолетний недокорм замедляет старение у этих близких родственников человека. Теперь уже только Акимов в его блоге про Еду решится отрицать, что аппетит нас губит.

Вообще идея не новая. Еще в 1934 году сотрудники Лаборатории питания животных Корнельского университета сообщили об эксперименте, в котором крыс держали впроголодь. Эти животные в среднем жили на 40% дольше крыс из контрольной группы, которых кормили от пуза. Работа заинтересовала медицинские власти штата Нью-Йорк, которые попросили ее руководителя Клайва Маккея улучшить рационы пациентов психиатрических больниц. Маккей даже пытался убедить гигантов пищевой индустрии начать производство малокалорийных продуктов, но это ему не удалось.

Серьезные исследования связей между умеренностью в питании и темпами старения начались лишь в 70-е годы ХХ века; эксперименты на животных, от плоских червей, коловраток, пауков и дрозофил до рыб и грызунов, посыпались как из рога изобилия. Но обезьяны долго живут, и их надо изучать десятилетиями — поэтому успешный эксперимент был завершен только в наши дни.

<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/t4ThApNGtyM&hl=ru&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/t4ThApNGtyM&hl=ru&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>

Исследование охватило 76 животных. К началу эксперимента им было от 7 до 14 лет — полный расцвет обезьяньих сил (резусы живут в неволе в среднем по 27–28 лет). Половина животных — контрольная группа — ела от пуза, сколько влезет. Остальных недокармливали, применяя строго индивидуальный подход: у каждой макаки определили меру ее аппетита, то есть то количество еды, которое она поглощала по собственному желанию. Затем экспериментаторы уменьшали дневную порцию на 30%, но кормежка была очень здоровой: полный набор витаминов и микроэлементов, 15% белка, 10% жиров, прочее — углеводы.

Резусы хорошо адаптировались к новому режиму. Рики Колман (первая в списке авторов статьи в Science) заверила меня, что поведение обезьян не изменилось, на жизнь они не жаловались, и их физическая активность никак не пострадала от недокорма. Правда, подопытные макаки проявляли больший интерес к пище, нежели их сородичи из контрольной группы, но было бы странно, если бы они этого не делали.

В итоге самцы из контрольной группы в среднем весили на 4 кг больше макак на малокалорийной диете, самки — на 1 кг. В течение двадцати лет возрастные болезни свели в могилу 14 контрольных животных и лишь пятерых диетиков.

Шестнадцать обжор довели себя до преддиабетического состояния или настоящего диабета, в то время как ни у одной из 38 макак-малоежек не было нарушений углеводного обмена. Более того, у эпикурейцев сердечно-сосудистые патологии и злокачественные опухоли встречались вдвое чаще, нежели у аскетов, которые к тому же лучше сохраняли мышечную массу от возрастной эрозии (то есть дряхлости).

Было обнаружено и кое-что, невиданное у других животных. У недокормленных обезьян ощутимо замедлился процесс старения некоторых отделов головного мозга. Рики Колман специально подчеркнула, что это оказалось совершенно неожиданным, ничего подобного у обезьян ранее не наблюдали. Так что голод помогает жить не просто дольше, но еще и в здравом уме — по крайней мере макакам.

А я так уверен, что ограничение калорий — ключевое спасение от старости и болезней. Природа за миллионы лет замечательно приспособила нас к голоду, но совершенно не приспособила к обжорству, которое наступило с технологическим процветанием. Я об этом уже писал, писал и писал — и буду писать и дальше!

Так что, дорогие члены клуба и подписчики, перестаньте есть вредных гусей, которыми вас кормит Акимов, а лучше расскажите мне, как вам удается побеждать голод? Какие приемы помогают?