Бывшей медсестре Улле 84 года. Она живет в доме для престарелых неподалеку от Лондона, ездит на велосипеде и пишет стихи в местную газету. По ночам Улле мучается бессонницей и часами сидит за компьютером. Однажды внук показал ей Facebook, и с тех пор она постоянно переписывается с друзьями, играет в игры, ищет интересные сообщества и новых знакомых. В 2009 году Улле познакомилась в сети с 70-летним Тодом, пенсионером из городка неподалеку. Они несколько месяцев переписывались, потом стали встречаться и поженились.

В декабре 2011-го они развелись: Улле случайно увидела фривольную переписку мужа с какой-то американкой в том же «Фейсбуке» и решила, что уже не в том возрасте, чтобы «терпеть предательство — даже виртуальное».

Как раз в это время, накануне Нового года, были опубликованы результаты социологического исследования, которые показывают, что каждый третий развод в Великобритании так или иначе связан с «Фейсбуком». Кто-то, как Улле, находит любовную переписку, кто-то обнаруживает нелестные записи второй половины о самом себе, кому-то френды рассказывают любопытные истории о благоверных.

Марк Кинан из юридической компании Divorce Online, специалисты которой и проводили данное исследование, говорит, что социальные сети стали очень важной частью семейной жизни человека — в юридическом смысле. Мол, нужно очень серьезно думать о том, что пишешь своим респондентам и какие записи оставляешь на «стене». «Как говорится, все это может быть использовано в суде против вас, — ухмыляется Кинан. — И ваши фотографии в купальнике, кстати, тоже».

На самом деле социальные сети стали очень важной частью семейной жизни во всех других смыслах тоже. Социолог Изи Гольдман из Мичиганского университета говорит о колоссальном влиянии интернета на семью и институт брака как таковой. Он занимается исследованиями семейных ценностей американцев уже 38 лет и называет происходящее сейчас в обществе новой революцией: «40 лет назад у нас была сексуальная революция, теперь — виртуальная. И по моим ощущениям, она уже изменила мир куда сильнее».

Гольдман женился в 1968 году. Он месяц не решался подойти к будущей супруге в университетском кампусе, еще месяц ежедневно писал ей записки и подсовывал их под дверь ее комнаты в общежитии. После свадьбы они завели традицию трижды в день созваниваться, чтобы делиться новостями. Три года назад женился сын Гольдмана. Увидев понравившуюся девушку, он тотчас же нашел ее в «Фейсбуке», прислал онлайн-открытку и пригласил на свидание. С тех пор они фактически все время на связи — в ICQ, G-Talk или том же Facebook. «Вы понимаете, какая разница в отношениях между людьми, если они общаются три раза в день и если они говорят постоянно? — спрашивает Гольдман. — Я не говорю, что эти отношения лучше или хуже, я говорю, что они совершенно другие».

С появлением интернета людям стало проще знакомиться, легче идти на первый контакт, удобнее поддерживать отношения. Казалось бы, сплошные плюсы. В США, например, каждая восьмая пара в 2010 году заключила брак именно благодаря социальным сетям. Даже подарки теперь выбирать куда проще и удобнее, чем полвека назад: в сети можно найти онлайн-магазины на любой вкус.

«Но мой сын одинок, — неожиданно говорит Гольдман. — А я никогда не был».

По данным исследований, которые проводят в университете Мичигана, одиноким себя считает каждый пятый американец. Если в 1985 году на вопрос, сколько у вас надежных друзей, американцы в среднем отвечали «трое», то в опросе 2004 года самым частым был ответ «нисколько». При этом у большинства опрошенных были аккаунты в соцсетях со 100 френдами минимум.

Интернет не восполняет пробелы в жизни людей, он ее собой замещает, говорят ученые. Зачем звонить другу, с которым не говорил неделю, если можно написать ему в «аську»? Для чего тратить время на поход в гости к старой тетушке, если можно поговорить с ней по «скайпу»?

Иллюзию благополучия, которую нам дарит интернет, в семейной жизни трактовать следует так: ежеминутный обмен сообщениями со второй половиной, конечно, дает ощущение стабильности, но не гарантирует необходимой близости. Кроме того, все понимают: общаться вот так ежеминутно можно не только с женой и не только с коллегами. «Интернет дает некоторую индульгенцию, — объясняет социопсихолог Кирилл Ромов. — То, что в обычной жизни нельзя, в интернете как бы чуть-чуть можно». Общение в сети анонимно и относительно условно, даже если переписываются два знакомых человека и под реальными именами: «подмигнуть» в «Фейсбуке» проще и безопаснее, чем в офисном коридоре. Двусмысленную фразу в мессенджере может себе позволить тот, кто никогда не посмеет произнести ее в глаза.

Многочисленные исследования американских, немецких, французских и российских социологов показывают, что число разводов по всему миру постоянно растет. И все больше людей упоминают в причинах расставания флирт партнера в сети. По словам Александра Войскунского, специалиста по влиянию интернета на психику человека, обиды супругов на вроде бы безобидный виртуальный флирт «часто связаны с подспудно дремавшими в семье конфликтами, которые находят такой "виртуальный" способ проявления. Кроме того, как жену, так и мужа очень задевает, если партнер в информации о себе указывает, что свободен или не состоит в браке».

Виртуальный флирт, в отличие, скажем, от флирта в очереди на автомойку, почти всегда имеет «следы». Это как раз то, о чем предупреждал Марк Кинан из Divorce Online. И куда приведут эти следы, никогда заранее не известно. Но если верить статистике, вариантов не много. В научном журнале Sexuality & Culture недавно опубликовали результаты опроса посетителей сайта для женатых людей, которые ищут отношений на стороне: 4 из 5 опрошенных заявили, что без интернета, скорее всего, не пошли бы на адюльтер.