«Боинг» — крупнейшая в мире авиационная корпорация. Она — основной поставщик самолетов для Пентагона, чей бюджет превышает затраты на оборону всех остальных стран мира, вместе взятых. Она также ведущий экспортер летающей военной техники и средств ее обслуживания, опять же в стране, которая занимает первое место по экспорту оружия и военной техники. И наконец, «Боинг» — важнейший игрок в деле освоения космоса, как по контракту с американским государственным агентством НАСА, так и в зарождающейся космической индустрии частного сектора.

Но бренд «Боинг» — это прежде всего, конечно, пассажирские авиалайнеры. Компания начала их производить еще до Второй мировой войны, а в начале 1950-х годов разработала свой знаменитый «Боинг-707», первый коммерчески рентабельный реактивный самолет.

В 1997 году «Боинг» купил своего основного американского конкурента — компанию «МакДоннелл Даглас», переименовав его MD-95 в свой «Боинг-717».

В мире сегодня летает где-то 12 тысяч бортов производства конгломерата «Боинг», что составляет три четверти флота пассажирской авиации. Кроме «Боинга», на свете остался лишь один серьезный производитель пассажирских авиалайнеров — европейский Airbus. Возможно, когда-нибудь вновь воспрянут духом бывшие советские самолетостроители, или появятся конкуренты в Китае, Индии или Бразилии, но пока «Боинг» и Airbus единственные.

Авиалайнеры «Боинг» открыли миру мир, позволив всем нам быстро, безопасно и недорого перемещаться из одного дальнего угла земного шара в другой. Именно не единицам богатых «джет-сеттеров», а народным массам, набитым в кабину «Боинга-747» как сельди в бочку. Разработанный в 1970 году первый широкофюзеляжный борт «Боинг-747» сформировал гражданскую авиацию в той форме, в какой она существует сегодня: доступная по цене, массовая, тесная и не более романтичная, чем поездка на междугороднем автобусе из Ижевска в Нижний Тагил.

Если вам случится летать Delta Shuttle из Нью-Йорка в Вашингтон или Бостон, задержитесь в здании Морского воздушного терминала нью-йоркского аэропорта Ла Гардия. Это последний аэропорт, дошедший до нас из эпохи гламурной авиации. Построенное в 1939 году в стиле американского ар-деко, это здание было предназначено для трансатлантических перелетов на гидропланах. http://en.wikipedia.org/wiki/Marine_Air_Terminal Отсюда по маршрутам в Лондон, Лиссабон и другие города Европы летал знаменитый «Янки Клиппер», гидроплан «Боинг-314» покойной авиакомпании «ПанАм». Полет занимал 15-20 часов, «Янки Клиппер» вмещал до 70 пассажиров и предлагал им условия не менее комфортабельные, чем океанские лайнеры того времени: два этажа, отдельные каюты, салоны, библиотека, ресторан.

В 1960-е годы гидропланы сменили «сухопутные» самолеты, но летать на «Боинге-707» было все еще очень эксклюзивным занятием, доступным «джет-сеттерам», знаменитостям, политическим деятелями и главам корпораций. Не случайно агент 007, Джеймс Бонд, в каждом фильме с Шоном Коннери делает как минимум один международный перелет на «севен-оу-севен».

Все это закончилось, когда «Боинг» выпустил свой широченный, двухъярусный 747. Чтобы набить его, авиакомпании начали продавать билеты по дешевке и тем самым создали массовость авиаперевозок. Дорогостоящие места остались в носовой части самолета, в первом и бизнес-классах, а массы за недорогую плату набивались в экономкласс. Более того, если в 1950-е и 1960-е годы пассажиры летать боялись и их нужно было отвлекать от неприятной мысли, что у них под ногами, под дюралюминиевой пластинкой несколько сантиметров толщиной, километры пустого пространства, то теперь технический прогресс обеспечивал высокую степень безопасности. Этих дешевых пассажиров можно было на много часов предоставить самим себе, не опасаясь, что они рехнутся от страха.

Революция в авиаперевозках была делом случайным: «Боинг» собирался построить всего пару сотен 747 и быстро снять его с производства. Самолет казался слишком большим, его трудно было заполнить, да и к тому же вскоре должны были появиться сверхзвуковые лайнеры, быстроходные, но и менее вместительные. Однако полеты на той стороне звукового барьера пока остаются нерентабельными для пассажирской авиации. «Конкорд», первое детище европейского самолетостроительного консорциума, в котором все места были дорогостоящим бизнес-классом, оказался крутым средством передвижения, но коммерческого успеха на имел. Авиакомпании, предлагающие чистый бизнес-класс без «негров, малайцев и прочего сброда», тоже не процветают. Как не крути, без массового пассажира и без глобализации, массового туризма и смешения народов уже никуда не деться.