Российское образование становится все более провинциальным, и мы в  РЭШ очень этим обеспокоены. Поэтому мы хотим поддержать программу обучения российских студентов и специалистов в ведущих исследовательских университетах мира, которую президент Медведев недавно поручил подготовить правительству. Не только потому, что иностранные вузы лучше учат, но и потому, что для успеха в сегодняшнем мире необходимо иметь международный опыт и понимание глобальных проблем. А это то, чего российские вузы пока дать не могут.

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге я модерировал круглый стол, посвященный этой президентской инициативе. Там выступали специалисты, которые разрабатывали и реализовывали подобные программы в Татарстане, Казахстане и Китае. Опыт этих (и других) стран показывает - это не бином Ньютона. На все кажущиеся сложными вопросы можно ответить.

Перечислим аргументы скептиков по порядку.

Во-первых, многие опасаются, что в российских реалиях не удастся уйти от коррупции в отборе участников: в программу будут попадут дети богатых людей и чиновников. Как отбирать тех, кто поедет? На это есть простой ответ: надо отобрать, например, 200 лучших международных вузов, после чего предлагать участникам напрямую подавать документы на обучение в эти вузы. Если вузы принимают их на учебу, государство включает их в программу. При этом, для того, чтобы программа была по-настоящему меритократической, необходимо оплачивать все расходы — как плату за обучение, так и расходы на проживание. Не секрет, что в России немного людей, которые могут оплатить своим детям проживание в Америке или Европе.

Во-вторых, у многих возникает вопрос, стоит ли государству тратить на иностранные вузы деньги, которые можно было бы потратить на российское образование. На самом деле эта проблема иллюзорная — ведь речь идет о сравнительно небольших суммах. Мы говорим о тысячах студентов и десятках миллионов долларов, в то время как в России государство за свой счет обучает миллионы и тратит на это миллиарды.

Третье распространенное сомнение: не спонсируем ли мы утечку мозгов? Есть простые механизмы решения этой проблемы. Заграничное обучение оплачивается в кредит (например, выданный банком), и если человек не возвращается в страну, то он сам должен погашать этот кредит — так что государство не теряет денег. Если он возвращается и отрабатывает заданное количество лет в стране, программа берет на себя частичную или полную выплату его кредита.

Главный по-настоящему сложный вопрос поднял на нашем круглом столе в Петербурге министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он говорил о проблеме реинтеграции тех, кто учился заграницей. Сама цель программы — обучить людей тому, чего в России нет или чего в России мало. Следовательно, когда они приедут сюда, им неизбежно будет сложно встроиться в существующую систему. А встраивать их нужно таким образом, чтобы не только не было отторжения, но и чтобы они становились ключевыми агентами изменений. Если не решить эту задачу, то мы, конечно, не потеряем денег: студенты, независимо от того вернуться они или нет, будут выплачивать свой кредит сами. Но программа своей цели не достигнет.

Реинтеграция — это совершенно нетривиальная задача. Но и она разрешима, этому есть примеры. Мы в РЭШ уже 12 лет нанимаем преподавателей на международном рынке труда, возвращая в Россию российских выпускников американских и европейских программ PhD. Если найдутся организации (в государственном или частном секторе), которые бы сказали российским выпускникам иностранных вузов: у нас для вас есть интересная работа, у вас будет достаточно денег, а, главное, возможность делать то, чего вы в другом месте делать не можете. Тогда людей даже не нужно будет удерживать кредитами — они и сами приедут.