Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Опасность пластиковой посуды: продолжение

На прошлой неделе Степан Пачиков поднял перед нами вопрос: опасно ли пить из пластика? Совместными усилиями мы разыскали свежую статью ученых из Гарварда и Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в Атланте — к этому нельзя не прислушаться. Речь о том, что пластик испускает бисфенол А (БФА), вещество, токсичность которого доказана. По мнению ученых, особый вред наносится детям, чьи почки хуже выводят БФА; их бутылочки используются по многу раз и нагреваются. Я разобрался как следует и испугался уже не на шутку.

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank
+T-

На прошлой неделе Степан Пачиков поднял перед нами вопрос: опасно ли пить из пластика? Совместными усилиями мы разыскали свежую статью ученых из Гарварда и Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в Атланте — к этому нельзя не прислушаться. Речь о том, что пластик испускает бисфенол А (БФА), вещество, токсичность которого доказана. По мнению ученых, особый вред наносится детям, чьи почки хуже выводят БФА; их бутылочки используются по многу раз и нагреваются.

 

Маша Гессен, которая сейчас работает в Гарварде, несколько остудила наш пыл: дескать, в этом эксперименте БФА быстро выводился из организма (за первую неделю, когда испытуемые пили из стальных бутылок), а за вторую неделю его уровень хоть и поднимался, но до значений, не выше допустимых. И еще Маша читала, что не весь пластик содержит БФА — например, в Канаде запретили применять бисфенол А в производстве детских бутылочек.

Я стал разбираться. Во-первых, более внимательно прочел полный текст статьи еще раз. Во-вторых, написал всем авторам и с двумя пообщался. Вот сухой остаток:

1.  БФА поступает в нас буквально отовсюду, с едой и воздухом, поэтому вымыть его из организма невозможно. Как сказала мне один из авторов, доктор Карин Майклз (Гарвард): «Ну, посадили бы мы их в стеклянную изолированную камеру. А кормить чем? Любая еда рано или поздно имеет контакт с пластиком». Поэтому суть первой стадии эксперимента только в том, чтобы «отмыть» людей от той доли БФА, которую они получают, потребляя прохладительные напитки. «А горячие? Эти все ваши кружки-термосы?» — спросил я. Карин спохватилась: «Ой, об этом я не подумала. Они же тоже пластиковые...» Ну, неважно — важно, что когда частично «отмытые» люди снова неделю пили из пластика, одни только холодные напитки дали огромный содержания рост БФА в их моче— на 69%. Получается — и это главный вывод, ради чего городили весь огород: напитки из пластиковой тары — четко очерченный и весомый источник БФА для человека.

2.  За неделю питья из пластика уровень БФА в моче действительно повысился, но действительно до нестрашных значений. Но это в среднем. В любой группе всегда есть несколько человек (может быть, они больше потеют, больше пьют), которые набирают больше; такие были и у Карин Майклз. Вот эти уже явно в зоне риска — даже по нынешним стандартам. И главное, лично я этим стандартам не верю: «зеленый» подход состоит не в том, чтобы жить по стандартам, а в том, чтобы их опережать.

3.  Где есть БФА и где нету? Хорошая новость: вся одноразовая посуда, все прозрачные бутылки, которые легко смять, — без БФА (так сказала Майклз; как бы это проверить?). Плохая новость: практически весь более прочный пластик (если это только не пресловутые канадские бутылочки) сделан из БФА. Не с добавлением БФА, а просто из БФА — это ключевой мономер в решетке поликарбоната, как мне объяснил Артем Оганов. «Я перестала пить из кулера, пью снова из-под крана; а когда-то мы считали, что как раз из-под крана нельзя пить!» — сокрушается Карин Майклз и продолжает: «Еще пью из стекла, хотя это гораздо дороже. Про бумажные бутылки не знаю, их же, небось, надо пропитывать чем-то, чтобы держали воду?»

 

4.  Артем Оганов спрашивает: «Почему не изучали сами бутылки, почему только мочу испытуемых?» Оказывается, подробно изучали: я нашел массу ссылок. БФА вымывается из полимерной решетки и поступает в организм с большей вероятностью, если:

посуда используется долго, по многу раз (например, бутылки для кулеров, или детские бутылочки, или столь популярные фляжки);

при нагревании — в микроволновке или прочими способами;

при контакте с моющими средствами и алкоголем.

 

Вообще же, чтобы понять, есть БФА или нет, надо внимательно изучать дно посуды – там какие-то цифры и буквы. Но в этом сам черт ногу сломит, я не осилил. И не всегда эти цифры пишут. Это в Америке развернулась нешуточная кампания по борьбе с БФА: производителей обязали маркировать посуду с содержанием его четче; изготовитель популярных фляжек, фирма Nalgene, делает теперь фляжки из пластика без БФА.

А у нас есть только вот такая новость, характерная во всех отношениях: в прошлом году в Казани запустился огромный завод по производству БФА и тут же — поликарбоната из него. Теперь мы сами обеспечиваем себя нужными объемами бисфенола А — этого имитатора эстрогена, калечащего, вероятно, уже не первое поколение людей.

Комментировать

Комментарии

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    16:38  11.06.09

Я бы в другое русло исследования направила: почему потребляя столько БФА уже на протяжении поколений мы все до сих пор живы и здоровы?

Вот где она, загадка всех загадок.

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    17:32  11.06.09

Потому что, как и все такие яды в таких малых количествах, БФА лишь сколько-то сдвигает риски. Но какова доля его участия в статистике хронических заболеваний, мужского бесплодия и вообще измельчания мужской породы ( :) ) - мы узнаем пост-фактум, когда БФА запретят и вырастет первое чистое поколение.

Стас Жицкий
Стас Жицкий    20:17  11.06.09

Оно не вырастет. Потому что обязательно найдется еще какая-нибудь дрянь, которая помешает ему быть здоровым: кондиционеры, испускающие цианиды, дезодоранты, распыляющие токсины, или жевательная резинка, провоцирующая цирроз печени. Извините за псевдонаучную терминологию и циничную иронию.

А на самом деле – человечество нормально саморегулируется и мутирует вслед за техногенными сдвигами. От чумы избавились – вот вам СПИД, чтоб не расслаблялись! Поборем проклятый секс-недуг – начнем болеть какой-нибудь лихорадкой, передаваемой посредством телевидения.

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    23:15  11.06.09 Копия: Стас Жицкий

Понимаю :)

Помню, я впервые наблюдала, как немцы моют посуду. Вы, наверное, тоже знаете: раковина затыкается, заливается вода, добавляется жидкость для мытья посуды, посуда моется и ставится сушится, без споласкивания, вместе с остатками мыла. Я была в ужасе. Спрашиваю: "Можно я почитаю из чего жидкость сделана?"

А подруга отвечает: "Женя перестань, мы ведь все - здоровая нация". Что тут возразишь... С тех пор и я стала меньше заморачиваться.

Стас Жицкий
Стас Жицкий    09:36  12.06.09

Да, Евгения, я именно об этом!

Хотя здесь, в России, я бы сказал не совсем так: "Мы ведь все - давно больная нация - и ничего, живем себе".

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    11:50  12.06.09

Дорогие Стас и Женя,

должен извиниться: я никак не соглашусь с вашей иронией. Немцы здоровая нация потому, что это, наверное, самая зеленая нация на свете; в английском есть даже такое полуироничное прилагательное "german green", т.е. по-немецки зеленый (товар, подход, и т.д.) Один из лучших ориентиров для российского потребителя - покупать товары, одобренные в Евросоюзе, где самый жесткий подход; и где, кстати, почти уже запрещен БФА в пищевой промышленности (надо уточнить детали, насколько они близки к утверждению этого законопроекта, но он точно есть).

В 19 веке люди использовали мышьяк в обоях и красителях для одежды. "И ничего, жили себе" - скажет кто-то равнодушный. Хотим ли мы сегодня обои из мышьяка себе в комнату? нет? А почему? Ведь жили же... Таких примеров - сколько угодно.

Степан Пачиков
Степан Пачиков    06:05  13.06.09

Илья, не сочтите это за грубый подхалимаж или попытку втереться к Вам в доверире, но - я в Вами согласен. Примеров можно привести море. Асбест, например. Ничего, ведь, жили :)

Или, скажем

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    22:32  14.06.09

:)

обрыв связи..

Степан Пачиков
Степан Пачиков    23:12  14.06.09

... стиснул два провода в зубах и продолжаю писать:

(забыл, уже, что хотел написать:)

Анатолий Волков
Анатолий Волков    08:25  15.06.09

не сильно и здоровая... кстати, здоровье забыли определить... возовский бред не в счет...

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    23:52  15.06.09

А как бы Вы определили здоровье нации?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    09:00  16.06.09

а как бы вы определили здоровье?

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    10:57  16.06.09

Для нации? Детская смертность, ожидаемая продолжительность жизни для каждого возрастного класса, распространенность основных болезней. А Вы?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    09:01  17.06.09

а нация - это конкретные люди, между прочим...

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    10:39  17.06.09

Поэтому у нее нет "здоровья"? А скажите, можно взять 10 больных людей (ну. таких, толстых, с одышкой и диабетом) и 10 здоровых (таких, спортивных и без диагнозов); посмотреть, сколько из них умерт за год, за два и за три - и сказать - "о! кажется вторые десять были здоровее..."

Или это нарушение их индивидуальности?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    23:34  17.06.09

для людей...

Анатолий Волков
Анатолий Волков    08:24  15.06.09

это же стандартный аподход - виновата посуда, а не то, чьто из нее пьют... кстати, те, кто много пьет, мало потеет, но лучше выводит дерьмо всякое... а поиски врагов никогда не давали результата...

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    23:52  15.06.09

А что не так с водой, которую они пьют?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    09:01  16.06.09

если вы пьете то, что изготовлено с помощью обратного осмоса - это для организма вполне ядовитая жидкость... а есть еще электромагнитный эфир...

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    10:58  16.06.09

1. Они добавляют микроэлементы как правило. Почему же вода получается ядовитая?

2. Электромагнитный эфир - а что это?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    08:57  17.06.09

это вам скажет любой ребенок, который занимался морскими аквариумами -  в такой воде рыба живет секунд 30... а водой не в химическом смысле это становится месяца через 2-3, если там лежат камни из моря, да еще и с живыми бактериями... а эфир - это то, чего 100 лет назад не было - радио, телевизор, телефон, спутники и k'gs dkzrbt///

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    10:36  17.06.09

1. А чем отличается "химическая" вода от "биологической"? Ребенок, который занимается морскими аквариумами, нанимает дядю с биофака, кот. должен следить за несколькими совершенно формальными параметрами, и все будет ок, нет?

2. Эфир: а, да, про это я слышал. И причем тут посуда и вода? Неужели вода намагничивается, и делается полезнее\вреднее?

Анатолий Волков
Анатолий Волков    23:33  17.06.09

ок не будет - рыбка сдохнет, как обычно... а информацию про воду уж поищите сами...

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    20:09  14.06.09 Копия: Степан Пачиков

Дорогие Илья и Степан,

моя ирония была направлена совсем не на ваш материал и не научные выводы статьи, а на нашу человеческую приспособливаемость, которая является очень высокой. Вопреки страшным войнам, страшным болезням и страшным химическим составляющим в нашей ежедневной еде и питье люди освоили всю планету очень эффективно и как биологический вид потрясающе устойчивы. Это особенно удивительно, учитывая тот фактор, что люди с точки зрения эволюции являются высокоспециализироанными существами.

Что касается материала - как я и написала, он очень интересный, с одной стороны и очень хорошо подан, с другой стороны. Безусловно такие исследования очень важны. Мне стало перед вами так неловко, что я даже удалила свой предыдущий комментарий.

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    22:32  14.06.09

Ой! :)

Это я все неправильно понял, и теперь уже мне неловко :)

Это очень интересная мысль, и справедливая. Я читал (не помню где), что у млекопитающих частота мутаций в 1000 раз выше, чем у бактерий - так сильны и так самонадеяны у нас механизмы репарации. Кувалдой не убьешь, это точно!

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    11:40  15.06.09

Ну да мы сильные.Такие сильные, что всех остальных очень потеснили. "Для диких животных места нет".

:(

Степан Пачиков
Степан Пачиков    23:15  14.06.09

Вот, комментарий свой Вы зря удалили! Народ требует вернуть! Народ иронию понимает и ценит. Не надо недооценивать наш народ. 

Евгения Кандиано
Евгения Кандиано    00:33  15.06.09

ну хорошо,

я написала что-то в том духе, что я родилась и выросла в городе Асбесте, названным, соответственно, в честь минерала асбест, который там добывают открытым способом. Минерал асбест - это тот самый печально известный минерал, из-за которого сейчас сносят дома, если он там присутствовал в изоляции, т.е. ну очень вредный. Но у меня здоровье хорошее, т.е. на меня присутствие минеральных частиц не повлияло, чему я рада, разумеется. :)

Степан Пачиков
Степан Пачиков    07:54  15.06.09

 А про это Вы читали http://www.mk.ru/health/295190.html ?

Илья Колмановский Илья Колмановский
Илья Колмановский    10:33  15.06.09

Степан,

с этим вирусом все не так страшно: http://medportal.ru/mednovosti/main/2009/06/08/SV40/

Тем не менее, наша беседа наводит меня на мысль: представляете, как бы мы жили, если бы на нас действовали все блага цивилизации - и не действовали бы ее опасности? Россия в этом смысле крайний пример: достаточно развитая, чтобы действовали опасности, и недостаточно развитая, чтобы от них защититься...

Степан Пачиков
Степан Пачиков    10:55  15.06.09

Я, вот, сделал свой линк linkable, а Вы - нет. На самом деле, это претензия к разработчикам: уж можно было в 21 веке сделать так, чтобы линки были linkable и не надо было это делать вручную :(

Теги: наука, медицина, Артем Оганов, Илья Колмановский, Степан Пачиков, Маша Гессен
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое