Когда мы приехали сюда, я стала искать детский садик. А мои друзья говорят: «Какой детский садик, он уже должен быть в школе!» Я очень удивилась: ребенку всего пять лет!

Режим в частных школах установлен суровый с самого начала: в пять лет сидеть на уроках с девяти утра до половины четвертого очень тяжело. Иногда из школы звонят родителям: заберите ребенка, он тут у нас заснул. Помню, коллеги по работе меня спрашивали: «Юля, а в котором часу Ваня ложился спать, когда ему было три годика?» Я отвечала: «Ну, часов в 9 вечера» — «А почему же наши засыпают, как только мы привозим их из школы, уже в пять?» — «А днем вы их спать укладываете?» — «Нет, а зачем?»

То есть ребенок очень рано начинает жить во взрослом режиме, есть взрослую еду — спагетти, пиццу, чипсы. Наши представления о детском меню здесь не работают.

В 11 лет у всех детей серьезное испытание — они сдают очень важные экзамены, чтобы поступить в то, что мы называем средней школой. Но эта средняя школа предопределяет всю твою будущую жизнь — от нее очень многое зависит, надо хотя бы примерно уже прикидывать, в какое высшее учебное заведение ты пойдешь после школы. В общем, это шок — родители боятся ошибиться, ребенок сдает экзамены сразу в несколько школ для подстраховки. Мой сын два года назад сдавал экзамены в пять школ и во все пять поступил. Но это было непросто — экзамен нешуточный, длился с девяти утра до трех дня, потом еще было собеседование.

Очень жесткие условия даже в обычных школах, а в школах-интернатах, видимо, совсем невыносимо. Коллеги из Сити, закончившие интернат, рассказали исторический анекдот. Во время Второй мировой войны один британский солдат был захвачен немцами. Он написал письмо родителям, где попросил их успокоиться и не волноваться за него, потому что условия в плену точно лучше, чем в интернате.

Может, эти лишения детей и закаливают. Но, по-моему, это не детство.