26 апреля, когда весь мир вспоминал ужасную трагедию в Чернобыле, Лукашенко «отжигал», причем его высказывания были настолько резкими, что ему удалось шокировать даже привычную ко многому минскую публику. Оно и неудивительно: одно дело называть «отморозками» и «идиотами» собственную оппозицию, и совсем другое — назвать «вшивым» политиком Януковича и «козлом» главу Еврокомиссии Баррозу. «Что касается таких козлов, как Баррозу и прочих, кто он такой, Баррозу? Я знаю, был какой-то Баррозу в Португалии, выгнали его и устроили в Еврокомиссию. Я меньше всего смотрю на них» — так белорусский президент отреагировал на то, что его не пригласили 19 апреля в Киев на конференцию, посвященную чернобыльской катастрофе.

Через неделю Батьку позвали вместе с Януковичем и Медведевым на Украину на проведение памятного ритуала. Он не только не поехал, но и заявил, что у нынешнего руководства соседней страны «хватает вшивости». Лукашенко, оставшийся в Гомельской области, добавил также, что те, кто призывает к введению против Белоруссии экономических санкций, являются «негодяями». «Козлы — они и есть козлы», — резюмировал Батька.

Когда-то над «перлами» Лукашенко в Минске смеялись. Теперь как-то не до смеха. По понятным причинам белорусский президент не стал обзывать российского. Хотя, по той же логике, по которой Баррозу стал вдруг «козлом», Медведев тоже нехороший человек: кредит Москва по-прежнему не выдает, и намерена с ним потянуть еще две-три недели.

А без него в Белоруссии разгорается кризис, которого здесь не видели уже много лет. Главная проблема: в стране нет валюты. Ни в обменниках, ни на бирже. В Минске валютчики выстраиваются в очереди с вечера и ночуют в машинах, чтобы на следующий день купить сотню-другую долларов у тех редких иностранцев, которые пришли ее сдать. Бизнес неплохой: официальный курс доллара в стране — 3050 белорусских рублей, а на черном рынке — как минимум 5000. Многие предприниматели вынуждены покупать ее по еще большему курсу. Власть же упорно не идет на девальвацию: пока нет российского кредита, это все равно не поможет.

Пока чиновники ждут, в стране разваливаются целые отрасли экономики. Турфирмы отправляют сотрудников в отпуска: в этом году желающих отдыхать за рубежом будет очень немного. На авторынках и станциях техобслуживания нет запчастей. Если в машине нужно срочно что-то заменить, дилеры предлагают привезти нужную запчасть под заказ, исходя из курса 4500 рублей за доллар. Единственный в стране авиаперевозчик «Белавиа» установил внутренний курс, на 30% превышающий официальный. Банки заключают на бирже единичные валютные сделки: доллар для частников у них стоит 5200-5400 рублей. Рынок недвижимости остановился. В стране есть острый продовольственный кризис: в магазины уже редко завозят импортные фрукты и овощи — у предпринимателей нет валюты для расчетов с поставщиками. С сигаретами тоже возникают перебои — производителям не на что купить сырье. В соседней Латвии доллары белорусам готовы продать только за 9647 рублей. В Польше курс сдачи и покупки белорусского рубля отличается в восемь раз. Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич говорит, что власти просто в панике. Уж не знаю, случайное это совпадение или нет, но нынешний руководитель Национального банка Петр Прокопович лежит в больнице после недавно перенесенной операции на сердце.

Чиновники начинают открыто ругаться между собой. Сначала Нацбанк подвергся жесткой критике со стороны вице-премьера Румаса, затем нагоняй  банкирам дал сам Лукашенко. Руководителям государственных предприятий — а именно на них приходится свыше 80% белорусского ВВП — сегодня тоже не позавидуешь. За них взялся Комитет государственного контроля — наиболее сильный экономический ревизор в стране, который, говорят, подчиняется только главе государства. КГК уже отчитывает всех подряд: по его данным, 80% предприятий, получивших в 2010 году государственные субсидии, просто их «проели» и ситуацию на производстве не исправили. Люди ждут не только увольнений, но и показательных отправлений по тюрьмам.

Тем, кто все еще способен улыбаться, не остается ничего другого, кроме как шутить над «зайчиком». В блогах появилось изображение новой «купюры» номиналом в ноль рублей. За основу взята тысячная купюра, а в ее центре — портрет Лукашенко.

В некоторых регионах страны с мостов на людей высыпали другие «фантики». Лицевая сторона купюр номиналом в пять тысяч рублей приобрела еще с десяток нулей и надпись внизу: «пять х..ярдов рублей». На обратной стороне бумажек значилась недавняя цитата Лукашенко, в которой он говорил, что разберется с валютным кризисом в течение «пары дней, максимум недели». Внизу листовок слоган: «Саша, уходи».

Как может развиваться кризис, никто не знает. Предприниматели говорят, что еще немного — и выходить на работу не будет иметь уже никакого смысла. Министр экономики Николай Снопков прямо сказал: предела роста цен на продукты он не знает.

Одно можно сказать почти наверняка: акций протеста не будет. На этой неделе начались суды над организаторами акции протеста 19 декабря. Всех заметных оппозиционных политиков стали вызывать на допросы по делу о взрыве 11 апреля. Традиционное шествие «Чернобыльский шлях», собиравшее тысячи минчан, в этом году впервые в своей истории превратилось в унылый митинг на периферийной площади Бангалор, в котором участвовало всего 200 человек. В страну пришла апатия.

Недавно знакомый рассказывал анекдот: «Последнему уезжающему из Белоруссии просьба не забыть выключить свет...»