Может показаться странным отмечать Всемирный день защиты прав потребителя на мартовские иды, в годовщину убийства Юлия Цезаря, но дата эта была выбрана потому, что в этот день в 1963 году президент Кеннеди произнес по этому вопросу целую речь. До этого ни один мировой лидер — включая, наверно, и Цезаря — защиты прав потребителя не касался.

Поэтому американские законы, защищающие потребителя, а также наказания для недобросовестных производителей легендарны. Специальное ведомство, Федеральная комиссия по торговле, следит за качеством товаров и услуг. Периодически оно тягает компании в суд, принуждая их платить штрафы и отзывать некачественные или опасные товары.  Но защитникам потребителей этого мало, и поэтому День защиты прав потребителей продолжают отмечать. Последние два года он был посвящен сфере финансовых услуг, два предыдущих — чипсам, кока-коле и прочему джанку.

Защита потребителей от разных индустрий сама по себе стала индустрией. Существует класс юристов, которые беззастенчиво предлагают свои услуги пострадавшим — причем на основе процента от выигранной компенсации. Правда, высокого.

Так можно отсудить заведомо бредовые суммы: такие дела решают присяжные, которых нетрудно настроить против «богатой» компании и заставить сочувствовать пострадавшим — простым ребятам, похожим на них самих.

Куш часто сопоставим с выигрышем в лотерее. Все помнят историю старушки, которая в 1994 году отсудила у McDonald’s 3 миллиона долларов за то, что обожглась «бракованным» — то есть слишком горячим — кофе. Правда, в конце концов юристы сошлись на сумме около 500 тысяч, но таких случаев в истории защиты потребителей десятки. Еще более прибыльны групповые иски, когда от дефекта товара страдает целый класс людей. Например, многие табачные процессы или суды против брокерских компаний объединяют тысячи истцов. Юристы, специализирующиеся на сколачивании подобных групп, — люди крайне состоятельные, хотя самим пострадавшим часто достаются крохи. Впору их теперь защищать от недобросовестных юристов.

В надежде предотвратить дорогостоящие иски, McDonald’s продает кофе с предупреждением: «напиток может быть горячим». Лена де Винне недавно купила себе крем для глаз, на котором специально для продажи в США было напечатано: «Ислючительно для наружного пользования. Избегайте контакта с глазами. Если начнется раздражение, прекратите пользоваться. Держать в недоступном для детей месте».

Короче, за американского потребителя можно не волноваться. А что же российский? Оказывается, и он перед произволом бизнеса не только не беззащитен, но и вполне во всеоружии, утверждает на «Снобе» менеджер сети московских химчисток Наталия Шелекасова: «Права наших глубокоуважаемых (без всякой иронии) потребителей защищает Закон о правах потребителей». В случае повреждения сданной в химчистку вещи, например, если чистка не может доказать свою невиновность — а не наоборот, что интересно, — она обязана компенсировать двукратную стоимость изделия по предъявленным в суде чекам, моральные издержки, судебные издержки и госпошлину в размере 40% от общей суммы иска.

Тяжбы с компаниями для некоторых потребителей уже становятся профессией, как в США. При этом вешать предупреждения о потенциальном вреде для здоровья, если покупатель проглотит пару носков или обернет бельевой веревкой шею, в России не поможет. Защита потребителя превыше всего. Осталось только легитимным потребителям изучить законы, понять свои права — и начать бороться за них в суде. Между прочим, американский юрист Ральф Нейдер как раз на защите прав потребителей сделал себе громкое имя и уже четыре раза баллотировался в президенты США — правда, к радости производителей потребительских товаров, пока безуспешно.