Как правило, так получается, что если в город приходит арт-ярмарка, то она вскоре захватывает его целиком, с каждым годом множа сущности и сателлиты. В 1998 году в Нью-Йорке впервые открылась ярмарка современного искусства Armory Show. Свое название она позаимствовала у легендарной выставки 1913 года, организованной Ассоциацией художников и скульпторов Америки. Они впервые показали широкой публике работы 300 авангардных художников из Европы и США. Пресса и пуританское американское общество тогда взорвались гневными обвинениями в аморальности, сумасшествии, шарлатанстве. Президент США Теодор Рузвельт воскликнул «Это не искусство!» Для молодых американских художников эта выставка стала катализатором дальнейшего развития.

Современная Armory Show — это ярмарка, в которой принимают участие 275 галерей со всего мира. За время ее существования появилось несколько дополнительных выставок-продаж, которые и составляют теперь мартовскую New York Art Fair Week. В этом году ярмарок всего было девять: Armory, ее официальный сателлит Volta, Scope, Pulse, Pool, Verge Art Brooklyn, Red Dot, Fountain и The Independent.

На Armory, которая пока еще считается главным событием недели, в большом количестве присутствует очень, как здесь говорится, waspy публика (от w.a.s.p. — белые англосаксонские протестанты, старая нью-йоркская аристократия). Убеленные сединами, с прямыми, как палка, спинами, в разноцветных дизайнерских очках старейшие коллекционеры и галеристы Америки — именно они осуществляют главные покупки и продажи.

Что до остальных посетителей Недели — большинство из них вряд ли что-то приобретет в свои несуществующие коллекции. Для многих New York Art Fair это, в первую очередь, тусовка. Сходить на несколько разбросанных по всему городу ярмарок, пофотографировать выдающиеся работы (совершенно не обязательно в художественном смысле, это может быть выдающаяся деревянная грудь), выложить на Facebook — это самое любимое занятие. Armory Show уже, наверно, никогда не поднимет такой волны, как это было в 1913 году. Самое громкое, что случилось в этот раз — стеклянная камера, в которой находился один из экспонатов, разбилась от легкого прикосновения посетительницы. Вот он, прорыв в искусстве.

В безумном многообразии представленных работ редко кто запоминает понравившегося автора: «Сейчас, сейчас, вот здесь я записал его имя». Художник Виталий Комар заметил, что запоминаются имена только плохих художников, а хорошие моментально вылетают из головы. Его жена Анна Хальберштадт-Комар, психолог, предположила, что здесь может действовать закон Зейгарник, согласно которому незаконченные действия запоминаются лучше законченных — они оставляют вопросы или раздражение. А раздражение всегда лучше запоминается — вот уж правда.

Раздражение от Armory Show накрывает где-то к третьему часу почти беспрерывного хождения по галереям. Первые ощущения от хорошего оформления стендов, выхваченных взглядом интересных работ — новых или уже встречавшихся ранее на Art Basel Miami, на Венецианской биеннале — стираются от перенасыщения образами, красками, формами. К концу вечера у тебя остается лишь ощущение глобальной арт-помойки, а произведения из реди-мейда, то есть готовые, вполне бытовые вещи, представленные автором как произведения искусства (грязные тряпочки, старые пыльные компьютеры, сдутые шарики, черные смятые сапоги), дополняют картину. В этот момент кажется, что любая грандиозная свалка имеет шанс стать идеальной выставкой с потрясающей человеческой историей (что еще, как не мусор, рассказывает нам историю наших предков в археологии?) — надо только убрать неприятный запах.

В раздражении по отношению к Armory признаются многие. Куратор Мария Байбакова говорит: «Для меня нет смысла туда возвращаться. Ощущение закрытого пространства, нет света, нет простора, непонятно, сколько времени. Для меня Armory вырождается. При этом я хотела бы сказать, что больше туда не пойду, но каждый год, когда уже приезжаешь в Нью-Йорк, глупо не зайти хотя бы раз. Тем более, что это такое место встреч с коллегами, знакомыми, друзьями».

Организаторам Armory все труднее привлекать галереи, которые не хотят больше теряться среди сотен участников. В прошлом году участников было 289, сегодня — 274. Крупных нью-йоркских галерей стало меньше (отказались David Zwirner, Pace Gallery, Sikkema Jenkins), зато приехали британцы White Cube, Victoria Miro, Timothy Taylor. Вслед за i Art Basel Miamорганизаторам Armory удалось зазвать галереи из Латинской Америки, но вряд ли они вернутся с гастролями в следующем году — участие в Armory стоит дорого. Из русских представлены Regina Владимира Овчаренко (бывшая в этом году и в Майами) и XL галерея Елены Селиной.